Справочник по ремонту велосипедов * глава 14

Велосипедисты берут с собой в обычную поездку по городу или по ближайшему предместью самый необходимый набор инструментов и принадлежностей. Однако я бы посоветовал обзавестись владельцам велосипедов дополнительными полезными вещами, которые могут очень пригодиться в дороге.
В данной главе я коротко остановлюсь на том, как нужно устанавливать и как следует ухаживать за самыми необходимыми принадлежностями.
°°°

Замок
Неважно, каким замком вы пользуетесь, с U-образной дужкой, с цепью или с тросом, вам за ним нужно следить. Правда, уход за ним ограничивается смазкой — капните на ключ капельку масла, введите его в замок, откройте и закройте его.
°°°

Насос
Для того чтобы быстро накачать велосипедные колеса дома, желательно приобрести насос большой, можно — автомобильный, с манометром для проверки давления в шинах во время их накачивания. В дороге вам, конечно, потребуется обычный велосипедный насос. Можете купить и специальный насос для горных велосипедов, по диаметру они больше обычных, тех, что ставятся на дорожные велосипеды, воздуха они захватывают больше, правда, давление в процессе накачивания создается относительно небольшое. В последнее время на рынке появились и сделались популярными насосы, оборудованные баллончиками с СО2, но они доставляют больше нервотрепки, чем приносят пользы. Какой бы насос вы ни собирались приобрести, обратите внимание на его головку, совпадает ли она с клапанами на шине вашего велосипеда. Если у вас горный велосипед с разными клапанами на шинах, купите вместе с насосом еще и переходник.
°°°

Уход за насосом
Если насос вдруг перестал закачивать воздух, это означает, что в его головке есть течь. На некоторых насосах головку можно сменить.
Инструмент и принадлежности:
• отвертка
• масло
Процедура:
1. Затяните крышку с резьбой, которая удерживает резиновую шайбу, или проходную изолирующую втулку, в головке насоса.
2. Если утечка воздуха продолжается, открутите крышку с резьбой и проверьте проходную изолирующую втулку (шайбу); если она потрескалась или деформировалась, замените ее, после чего установите в насос.
3. Если и теперь воздух продолжает течь, открутите насос с другой стороны и проверьте состояние прокладки (кожаной или пластмассовой) на плунжере. Если она не сгибается, немного подержите ее в растительном масле или животном жиру, после чего установите в насос. Убедитесь, что прокладка плотно прилегает к стенкам насоса. Если она сильно деформировалась, замените ее.
°°°

Установка регулятора высоты седла
Регулятор высоты седла — очень удобная вещь, он позволяет менять высоту седла на горном велосипеде, не слезая с него.
Инструмент и принадлежности:
• разводной ключ
• отвертка
Процедура съёма:
1. Ослабьте зажим, которым устройство крепится вокруг подседельного штыря.
2. Снимите с велосипеда седло вместе с подседельным штырем.
3. Снимите крепежный винт быстросъемного механизма, максимально отвинтив гайку с накаткой.
4. Отсоедините устройство регулировки высоты седла от винта с ушком на седельной тяге.
Процедура установки:
1. Установите нижний зажим на место, в болт с ушком на седельной тяге.
2. Установите крепежный винт в быстросъемный механизм, удерживая устройство регулировки высоты седла в правильном положении — ушко находится между седельной тягой и гайкой с накаткой.
3. Установите подседельный штырь с седлом, не закрепляя их.
4. Затяните зажим устройства регулировки высоты седла вокруг подседельного штыря, седло должно находиться на максимальной высоте, которая вам может понадобиться.
5. Завершите установку, отрегулируйте подседельный штырь и седло.
6. Проверьте установку, подседельный штырь должен регулироваться по всей длине, при необходимости отрегулируйте дополнительно.
°°°

Зажимы для мысков на педалях
На педалях многих дорожных и горных велосипедов уже много лет ставятся зажимы для мысков, хотя в последнее время они стали исчезать. Помимо обычных зажимов для мысков с ремешками, которые надеваются на щиколотку, устанавливаются и укороченные зажимы без ремешков, как пластмассовые (для горных велосипедов), так и металлические. Последние два вида зажимов служат для упора ноги, чтобы она не съехала с педали, мысок в них не крепится. Как и другие типы зажимов, они крепятся на педали с помощью винтов и гаек. Прикручивая зажимы, следите, чтобы концы винтов были направлены не внутрь, а вперед (отверстия на противоположной стороне педалей служат для установки удлинителей).
°°°

Осветительное оборудование
Для поездок по вечерним городским улицам подойдет любая лампа, но при поездках вне города, да еще по бездорожью, самый сильный свет вам покажется недостаточным. При поездках за городом в лунную ночь фару можно даже не включать, луна светит лучше всякой фары, но лунные ночи бывают не всегда. Если вы собираетесь ездить в парке или в лесу, на узких тропинках, вам лучше обзавестись фарой.
Купить можно много разных фар, с батарейками и аккумуляторами, но я бы посоветовал вам пользоваться обычной фарой и двумя большими батарейками D.
Установка фары и батареек
Здесь я привожу универсальную инструкцию по установке фары и батареек, поскольку моделей фар существует великое множество, принцип установки у них приблизительно одинаков.
Инструмент и принадлежности:
• разводной ключ
• ключ-шестигранник 3—5 мм
• небольшая отвертка
Процедура:
Приобретите нужный крепеж и установите фару таким образом, чтобы она не сильно выдавалась вперед. Чем выше вы закрепите фару, тем лучше — она будет и лучше видна другим, и перед вами на дороге будет меньше странных теней, которые некоторые велосипедисты принимают за предметы.
Сзади на велосипеде неплохо установить крупный отражатель, желательно пониже — при попадании на него света он сам будет светить не хуже фары.
Уход за батарейками
Здесь я также ограничусь общей инструкцией, применимой практически ко всем имеющимся на рынке батарейкам.
Инструмент и принадлежности:
• запасные батарейки
• запасная лампа
• тонкая наждачная бумага
• масло для контактов батареек
Процедура:
1. Как только фара начинает светить плохо, это означает, что скорее всего батарейки начинают терять мощность, или, как говорят, «садиться». Вставьте новые батарейки, фара должна заработать нормально.
2. Если же этого не происходит, проверьте, хорошо ли вкручена лампочка и плотно ли прилегают контакты батареек. Слегка потрите шкуркой все контакты, в том числе и лампочки, возможно, на них скопилась грязь или они проржавели.
3. Если и сейчас фара не работает, внимательно осмотрите лампочку, и если увидите, что проводок внутри нее порван, вставьте новую.
4. Чтобы контакты лампы, батареек и выключателя и других имеющихся в осветительном приборе деталей не покрывались ржавчиной, нанесите на них немного специального масла.
°°°

Батарейки
Батарейки всегда доставляли и будут доставлять велосипедистам головную боль. Выходная мощность обычных батареек находится в прямой зависимости от срока их службы: мощность новой батарейки составляет 1,5 V, но постепенно она падает, как правило, до 1,2 V, после чего быстро разряжается окончательно. Соответственно сначала свет фары достаточно яркий, но вскоре он тускнеет, а через некоторое время начинает резко падать.
Выходная мощность новой батарейки дает свет в два раза сильнее света от подсевшей батарейки. Интересно, что мощность батарейки, когда она полностью садится, ненамного меньше средней величины. Лампочки следует ставить 2,4-вольтовые (по 1,2 V на батарейку), а не 3-вольтовые, как некоторые считают, исходя из мощности батареек (1,5 V каждая).
Можно приобрести и никелевокадмиевые (NiCad) аккумуляторы, которые отличаются от батареек только пеной и способностью дозаряжаться. Свинцово-кислотные аккумуляторы ставить тоже можно, только отдельно от других. Характеристики у этих аккумуляторов совершенно разные. Выходная мощность никелево-кадмиевого (NiCad) аккумулятора на среднем уровне в 1,2 V сохраняется довольно долго, свет фары при этом остается довольно ярким весь период зарядки (довольно короткий, надо сказать), но гаснет он всегда неожиданно. Именно поэтому я настоятельно рекомендую всегда иметь при себе пару новых никелево-кадмиевых аккумуляторов. Основное правило в использовании никелево-кадмиевых аккумуляторов состоит в следующем — они должны разрядиться полностью, только в этом случае их нужно заряжать. Если их начать заряжать прежде, чем они полностью разрядятся, они, конечно, мощность наберут, но сядут не только в несколько раз быстрее, но и на некоторое время потеряют способность держать зарядку. Их можно «оживить», если пять раз полностью зарядить и дать разрядиться. Кроме того, никелево-кадмиевые аккумуляторы не могут долго лежать «на полке», их следует либо начинать использовать сразу после покупки, либо в процессе хранения раз в месяц разряжать и снова полностью заряжать. Как только никелево-кадмиевый аккумулятор перестал держать зарядку в течение недели, его можно спокойно выбрасывать.
Кислотно-щелочные аккумуляторы пользуются большим успехом. По форме они не совпадают с обычными сухими батарейками. Заряд у них мощнее, и дозаряжать их можно, не дожидаясь, когда они сядут окончательно, даже наоборот — им лучше не давать окончательно разряжаться. Естественно, для центральной фары лучше использовать кислотно-щелочные аккумуляторы, но ставить их следует отдельно от остальных.
°°°

Генераторное освещение
Генератор, или динамо-машина, имеет те преимущества, что ее не нужно перезаряжать, работает она постоянно, даже когда вы не нуждаетесь в освещении, а уход за ней минимальный. Если динамо-машина вдруг забарахлила, исправить ее можно за несколько минут.
Ремонт генератора:
Если генераторная система начала давать сбои, ее следует внимательно и не торопясь осмотреть. Только не разбирайте ее всю, подумайте, что именно в данных обстоятельствах может выйти из строя, и этот узел обследуйте, иначе вы в ней закопаетесь. То есть если идет дождь или снег, генератор может скорее всего сместиться, вот и смотрите его установку: убедитесь, что генератор стоит правильно, увеличьте плотность контакта с шиной, отрегулировав крепеж.
°°°

Отражатели
Полагаю, вам могут пригодиться мои советы относительно выбора отражателя и ухода за ним. Прежде всего запомните — чем больше размер отражателя, тем лучше, в остальном маленькие отражатели ничем не отличаются от крупных. Во-вторых, чем светлее отражатель, тем лучше он виден; отражатель темного цвета виден хуже. Отражатель янтарного цвета — самый лучший, он дает примерно в два раза больше света, чем красный.
Что касается ухода, то для того чтобы отражатели выполняли свою функцию нормально, их нужно всего лишь регулярно промывать и протирать. Правда, будьте с этим осторожны — если вода попадет внутрь отражателя, она осядет на его внутренней стенке и отражатель «ослепнет». Поэтому, если вы заметите на отражателе трещину или того хуже — от отражателя откололся кусок пластика, постарайтесь его заменить. Проверять работу отражателя можно следующим образом; отойдите от велосипеда метров на 10, посветите фонариком на отражатель и посмотрите, насколько ярко он отсвечивает.
°°°

Багажник
Прадедушкой всех современных багажников является сварной алюминиевый проволочный поддон с зажимом конструкции Джима Блэкберна, он же, несмотря на обилие суперсовременных (примерно таких же по конструкции, только гораздо более дешевых) конкурентов, и по сей день пользуется наибольшей популярностью среди автомобилистов.
Спереди можете поставить корзинку, но только так, чтобы ни она сама, ни уложенный в нее багаж не мешали вам управлять велосипедом. Крепите корзинку строго по центру, чуть позади оси переднего колеса. В ней, правда, есть один недостаток — с ней транспортировать велосипед довольно неудобно, даже на крыше автомобиля.
Установка багажника:
Как правило, все багажники устанавливаются на выступы, вваренные или впаянные в раму велосипеда и заднее крыло. Если на вашем велосипеде этих выступов нет, багажник можно закрепить зажимами. Правда, в этом случае сначала вам придется наклеить на раму или вилку кусок резины (так, как описано в той части, где говорится о заклейке шины), иначе либо зажим сдерет краску, либо он будет съезжать от тряски.
°°°

Крылья
Обычно крылья (грязезащитные устройства) на современные дорожные и горные велосипеды не ставятся. Однако если вы любите кататься даже в снег и в дождь, крылья вам необходимы — иначе вам придется затратить гораздо больше на стиральный порошок. На рынке есть несколько моделей крыльев, самыми лучшими из которых являются те, что пошире и подлиннее. Короткие, быстросъемные крылья, как правило, от грязи не сильно спасают, особенно на современных горных велосипедах, где клиренс весьма ограничен. На них такие крылья не только не нужны, но даже и вредны, поскольку между ними и колесами быстро скопится грязь и сделает поездку невозможной — вам придется снимать крылья и очищать их.
Установка крыльев:
Стойки, при помощи которых крыло крепится к ушкам «петуха», и зажимы прикручиваются в верхней части крыльев или к мосту, соединяющему верхнюю заднюю вилку. Если вы хотите, чтобы крылья снимались с велосипеда быстрее, используйте винты с напаянными на них шайбами. Такие винты можно или купить, или сделать самому.
Для того чтобы отрегулировать положение стоек верхней задней вилки, их можно просто закрепить в другой точке. Если крыло слишком длинное, смело отпиливайте от него ту часть, которая кажется вам наиболее опасной — которая может снизу задеть за камень, кочку или бугорок. Если вы собираетесь крепить стойки так, как это рекомендуется делать некоторыми производителями из соображений безопасности, внутри зажимов на крыле, их лишние части следует сначала обрезать.
°°°

Кожух цепной передачи
Простые, недорогие велосипеды оборудуются помимо прочего защитным кожухом на цепи, а на некоторых моделях они закрывают всю цепную передачу. С течением времени они непременно гнутся и начинают царапать цепь, шатун или цепное колесо. Не пытайтесь просто выправить кожух на велосипеде, сгибая его в противоположном направлении — положительных результатов такой подход никогда не дает. Прежде всего определите, какая часть кожуха согнулась, затем снимите его с велосипеда и выправите крепления. Не реже одного раза в месяц проверяйте крепления кожуха и, если они ослабли, подтягивайте их.
°°°

Стойка (стояночная опора)
Это устройство в некоторых странах называется «пружинной стойкой». Оборудуются ею только простые велосипеды. Откидные стойки бывают разных моделей и работают они тоже по-разному — одни лучше, другие хуже. Самыми лучшими являются стойки японские, которые крепятся ближе к оси заднего колеса велосипеда, они работают куда эффективнее обычных стоек, тех, что крепятся перед кареткой. Кроме того, они удобно расположены и не мешают велосипедисту, когда он катит велосипед назад, не задевают за одежду и не бьют по ногам.
Очень интересна модель стойки с двумя лапами. Преимущество ее состоит в том, что она позволяет ставить велосипед прямо, а не под наклоном. На такой стойке заднее или переднее колесо велосипеда приподнимается. Если у вас есть желание, вы можете купить стойки, которые не крепятся к велосипеду, а транспортируются отдельно, а при установке велосипед устанавливается на них, как на невысоком пьедестале. Они очень удобны, но только когда стоят дома и используются для ремонта велосипеда, таскать их с собой — намучаешься.
°°°

Велокомпьютер
В последнее время велокомпьютер стал неотъемлемой частью велосипеда. Год от года функциональные возможности велокомпьютера растут, а сам он постоянно совершенствуется. Если вы надумали поставить его на своем велосипеде, выбирайте такой, на котором было бы минимальное количество кнопок, а функций было бы столько, сколько вам объективно нужно. Устанавливайте и калибруйте велокомпьютер только по инструкции фирмы-изготовителя. Помните, что это достаточно сложное устройство требует и соответствующего ухода.
Калибруется велокомпьютер, как правило, с учетом размера колеса, поэтому желательно точно измерить расстояние между дорожным покрытием и осью колеса велосипеда, находящегося под нагрузкой. Покупайте только водонепроницаемый велокомпьютер и обязательно посмотрите на гарантию. Если вы всё-таки купили неводонепроницаемый велокомпьютер, выезжая в сырую погоду или транспортируя велосипед, обязательно оберните компьютер полиэтиленовым пакетом.
°°°

Установка основных принадлежностей и уход за ними
Нижеприведенные советы помогут вам обеспечить бесперебойную работу дополнительных устройств и увеличить срок их службы или по крайней мере избавить их от неожиданных поломок.
□ Крепите устройства как минимум в двух точках, предпочтительно сместив их относительно друг друга.
□ Если крепление ослабло, не подтягивайте его, а подумайте — нельзя ли закрепить его как-либо иначе.
□ Если устройство повредилось, сразу же снимите его и попытайтесь выправить, если это невозможно, замените его.
□ Если устройством является движущаяся часть, проверяйте его ход — он должен быть свободным; при необходимости смазывайте и регулируйте его.
°°°


* * *
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОГЛАВЛЕНИЕ

✔ЧИТАТЬ ✔TO READ
✔ КОВБОЙСКАЯ ИСТОРИЯ ✔ ЛЕВ И БЫК ✔ ПОДУШКА для СОЛНЫШКА ✔ Кувшин с золотом ✔ КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ ✔ ДИНО УХОДИТ ИЗ ДОМА ✔ ГАНЗЕЛЬ и ГРЕТТА ✔ Одинокий ослик ✔ Маленький сахарный дом ✔ ИГРА В ЗАПЛАТКИ ✔ ПРО БЕДНЯКА МОМЭТА И БОГАТОГО БАРИНА ✔ МАРГО ✔ История крейсера "АВРОРА" ✔ ЗАЯЦ-ЛЕСНИК ЗАГАДКА ПОЛЯРНОГО РУЧЬЯ ✔ Как лягушонок искал папу