Справочник по ремонту велосипедов * глава 5

Велосипедные шины
Покрышка — одно из самых уязвимых мест на велосипеде. Настоятельно рекомендую вам во время поездок на большие расстояния брать с собой запасную камеру, покрышку и набор для их ремонта, а также, разумеется, насос. В велосипедах используются два типа шин: раздельные, состоящие из покрышки и камеры, и трубчатые. Раздельные шины ставятся почти на всех велосипедах, исключая гоночные.
°°°

Размер
Обод должен соответствовать по размеру шине. На узкий обод гоночного велосипеда устанавливается трубчатая шина. Ободы Эндрика имеют различный диаметр и ширину, соответствующие размеры имеют и шины.
Более широкие, плотные шины используются для езды по плохим дорогам. До 1980-х годов обычный размер шин составлял 27x1¼ дюйма (фактически большинство ободов значительно уже, соответственно узкими делаются и шины).
В настоящее время на многих велосипедах с пониженными ручками руля устанавливаются французские шины марки 700С. Если на обода с диаметром в 630 мм устанавливаются шины размером в 27, шина 700С подходит для шины диаметром в 622 мм. Для горных велосипедов лучше всего подходят популярные шины размером в 26x2,125 и 26x1,75 дюймов, которые устанавливаются на обода с диаметром шинного седла в 55,9 мм. Британские 26-дюймовые шины гораздо уже и не взаимозаменяемы с американскими шинами; они монтируются на обода с диаметром шинного седла в 584 мм. Шины французской марки 650В отчасти соответствуют 28-дюймовым шинам, но они немного уже, хотя и толще английских 26-дюймовых шин, и монтируются на обода с диаметром шинного седла в 671 мм. На гибридах наконец-то начали устанавливать шины 700В, которые подходят и на более широкие обода размером в 622 мм.
Наверное, этого достаточно читателям, чтобы в общих чертах познакомиться с размерами шин, поскольку моя задача не информировать вас о размерах шин, а научить обращаться с ними и ремонтировать. В оставшейся части этой главы мы с вами рассмотрим методику ремонта шин всех типов — и раздельных, и трубчатых.
°°°

Заклеиваем прокол
К сожалению это самый частый вид ремонта шин и камер, не очень сложный, поэтому каждый уважающий себя велосипедист должен уметь его делать. Как вы предпочтете поступить, если шина прокололась, заклеивать ее или устанавливать новую — дело ваше, но только не исключено, что вы либо забудете взять в поездку запасную шину, либо возьмете только одну, а проколы получат сразу обе шины. Застраховаться от ремонта шин невозможно. Несмотря на то что описание ремонта занимает несколько страниц книги, работа эта нетрудная и у более или менее опытного велосипедиста занимает не больше десяти минут.
Время работы существенно уменьшается, если шина и обод соответствуют друг другу по размерам. С горного велосипеда шину можно снять рукой, без использования специальных рычагов.
Инструмент и принадлежности:
• набор для заклейки проколов
• рычаги для демонтажа шины
• запасная шина
• ключ 13x15 мм
• небольшая отвертка
Процедура:
1. Проверьте работу клапана. Насколько возможно накачайте шину и посмотрите, не выходит ли из нее воздух. Иногда воздух выходит из клапана. Такое повреждение ликвидируется просто — закрутите внутреннюю часть клапана маленькой отверткой (если это клапан Schrader). Клапаны Presta пропускают воздух, если на них не закручена верхняя гайка.
2. Если вы работаете с задним колесом, поставьте самое маленькое цепное колесо на самую маленькую звездочку и, оттянув назад задний механизм переключения передач и цепь, снимите колесо с велосипеда. Если тормоза мешают, сожмите камеру либо нажмите на тормозной рычаг.
3. Визуально проверьте шину. Если найдете проколы, отметьте их мелом, ручкой или наклейте кусок липкой ленты.
4. Если в шине ещё есть воздух, нажмите на шпильку клапана (в клапане Schrader) или открутите гайку (в клапанах Presta) и выпустите его.
5. Для того чтобы снять шину, сдавите ее с одной стороны по всему периметру, стараясь как можно ближе прижать ее к центру обода, после чего снимайте.
6. Если шина не снимается рукой, подцепите ее длинным концом рычага и надавите, зацепив короткий конец рычага за спицу.
7. Отсчитав три спицы, подденьте шину вторым рычагом.
8. Если нужно, отсчитав еще две спицы, просуньте под шину третий рычаг. Если у вас только два рычага, снимите часть шины первым рычагом, вытащите его и переместите на 3 спицы после второго.
9. Вытащите рычаги и снимите шину рукой — теперь это сделать легко. Снимайте постепенно, по всему периметру обода.
10. Вытащите камеру из покрышки, осторожно выталкивая клапан.
11. Проверьте камеру, начав от того места, которое вы отметили липкой лентой.
12. Если прокол заметить трудно, накачайте камеру и, поднеся к лицу, предпочтительно к глазу как к наиболее чувствительному месту на лице, проверьте ее всю на утечку воздуха. Лично я таким образом определял самые мелкие проколы. Правда, для этого нужна практика.
13. Если вы не хотите пользоваться вышеприведенным пунктом, поступите проще — накачав камеру, погружайте ее в воду. Если поблизости нет воды, протрите камеру питьевой водой, бутылку с которой вы, я уверен, всегда берете с собой. Если воздух из камеры уходит быстро, регулярно подкачивайте её. При проверке слегка нажимайте на камеру.
14. Найдя прокол, отметьте его.
15. Возьмите заплатку соответствующего размера из набора для ремонта шин. Как правило, заплатка должна быть маленькой, если, конечно, вы не прокололи камеру несколько раз на небольшом промежутке. В таком случае вам потребуется длинная заплатка.
16. Протрите камеру в месте прокола, она должна быть сухой. Слегка потрите место прокола шкуркой из набора для ремонта шин, после чего очистите его.
17. Возьмите тюбик с растворителем, нанесите его ровным слоем вокруг прокола.
18. Подождите, пока растворитель не высохнет. Если вы заклеиваете камеру на основе бутила, подождите минуту, если у вас камера из латекса, подождите пару минут.
19. Возьмите из набора заплатку и снимите с ее липкой части пленку (или алюминиевую фольгу). Старайтесь не касаться липкой стороны. Быстро, но аккуратно наклейте заплатку на прокол — он должен оставаться в центре заплатки.
20. Прижмите заплатку по всей плоскости, несколько раз согните место склейки, чтобы убедиться, что заплатка прилегла плотно. Если с первого раза заклеить не получилось, снова проделайте процедуру с п. 15.
21. Чуть накачайте камеру и посмотрите, не выходит ли воздух еще откуда-нибудь. Если выходит, то сначала проверьте прочность имеющейся склейки, и если она достаточная, то, скорее всего, в камере есть один прокол. Найдите его и заклейте.
22. Накачав камеру, осмотрите внутреннюю часть покрышки. Если увидите посторонние предметы (из-за которых, возможно, и произошёл прокол), удалите их. На плохой дороге вы вполне можете наткнуться на мелкий заострённый камешек, очень незаметный, но от этого не менее опасный. Оставаясь внутри покрышки, он может проколоть накачанную шину.
23. Проверив покрышку, осмотрите также и обод, убедитесь, что ни одна из спиц не выступает за пределы ниппеля. Если заметите такие спицы, откусите и подпилите её у ниппеля, после чего заклейте липкой или изоляционной лентой.
24. Убедившись, что камера заклеена и других проколов в ней нет, выпустите из неё весь воздух.
25. Вставьте камеру в покрышку, начиная от клапанов. Готовую шину начинайте одевать на обод.
26. Одевать шину начинайте со стороны, противоположной клапана. Действуйте осторожно по обеим сторонам обода.
27. Если на камере установлен клапан Presta, после установки шины оденьте на него гайку. Клапан после монтажа шины должен стоять прямо.
28. Накачайте камеру и ещё раз проверьте её целостность — слегка сжимайте её по всему периметру. Одновременно вы сцентрируете её. Края шины должны находиться на одинаковом расстоянии от края обода с двух его сторон.
29. Полностью накачайте камеру и помните, что чем уже шина, тем выше должно быть давление.
Примечание
Если вы предпочтете не заклеивать проколотую камеру на дороге, а сразу заменить новой, не выбрасывайте её — заклейте её дома, и она ещё послужит вам в качестве запасной.
°°°

Замена камеры или покрышки
Если отремонтировать камеру невозможно (прокол находится на шве, он слишком большой или вам вообще не хочется с ним возиться, или по каким-то другим причинам), замените камеру, действуя согласно вышеприведенной инструкции пп.2-10 и 25-29.
В случае замены покрышки выполните вышеприведенную инструкцию пп.2-10. Затем снимайте другую сторону покрышки в том же направлении, в каком вы снимали первую её сторону. После этого оденьте одну сторону покрышки, потом вторую. После установки покрышки накачайте колесо.
°°°

Заклеиваем прокол на покрышке
Проколотую покрышку тоже можно починить, после чего она недолго, но прослужит. Для этого необходимо выполнить вышеприведённую инструкцию(«Заклеиваем прокол»). Шина заклеивается изнутри, заплатка для неё называется «башмаком» и имеет размер 2,5х5 см. В качестве башмака можно использовать уплотнительную ленту для труб, кусок легкой резины или, если у вас под рукой совсем ничего стоящего нет, кусок тонкой пластмассы. Протрите внутреннюю сторону покрышки и нанесите на неё в месте прокола слой растворителя.
Дайте ему высохнуть, затем нанесите ещё один слой и приклейте башмак. После того, как он приклеится, обработайте его и место вокруг него тальком. Сыпьте побольше, не жалейте, иначе башмак приклеится к камере.
°°°

Уплотнители и другие хитрости
Каждые несколько лет кто-нибудь из производителей объявляет о том, что ему удалось наладить выпуск плоских шин. Обычно решение сводится к следующему: выпускаются относительно прочные покрышки, уплотнители для покрышек или усиленный кожух для покрышек. Все эти меры имеют свой положительный эффект, но это не совсем решение.
Использование клееного уплотнителя, в США получившего название Green Slime, оказалось весьма действенным против прямых проколов, которые вызывает стекло и другие острые предметы. Этот уплотнитель аналогичен компаунду, используемому для армирования бескамерных автомобильных шин — как только из покрышки начинает выходить воздух, он образует уплотнительный слой вокруг прокола и на самом проколе. Лично мне такие шины не нужны, я езжу осторожно, стараясь объезжать опасные места. Если же вы человек отчаянный, то рекомендую вам потратиться на бутылку уплотнителя и залить его в шину во время ее накачки.
Несколькими годами ранее были предложены жесткие камеры, но в наши дни появилось кое-что поинтереснее, а именно камеры из пенопласта с закрытыми порами на базе пластика, относительно легкие и гибкие. Все эти изыски тем не менее очень уступают обычным камерам и покрышкам, а хороши они там, где меньше всего нужны — на совершенно гладких дорогах. На проселках их жесткость чревата многими неудобствами.
Что касается усиленного или армированного кожуха-для шин, то в основном это просто полоса из очень прочного и гибкого тканого материала, которая прокладывается внутрь покрышки, между тканой основой и резиной. Но даже армирование предохраняет шину только от прямых проколов, ни от каких других оно покрышку не защищает. То есть и с армированной покрышкой, преодолевая препятствие, можно получить боковой прокол, в месте стыка покрышки и обода. Таким образом, существует только одно средство против проколов — ездить аккуратно и осторожно.
°°°

Замена клапана
Когда прокол случается возле клапана, или ломается сам клапан, большинство велосипедистов предпочитают менять камеру, хотя починить ее можно, если, конечно, сам клапан не завулканизирован, не впаян в камеру, не изготавливается вместе с камерой, а вкручен. В настоящее время клапаны обычно вулканизируются, но даже и в этом случае клапан можно заменить, при условии, конечно, что у вас есть запасной клапан. В сплошные трубчатые шины клапан, как правило, вкручивается, на них заменить клапан гораздо легче. Так что если на вашем велосипеде стоят трубчатые шины, не выбрасывайте старые при замене — вам может понадобиться клапан.
Процесс замены клапана состоит в следующем: удалите клапан, заделайте отверстие, наклеив на него заплатку (см. вышеприведенную инструкцию). Наклейте в другом месте камеры (там, где вы хотите установить клапан) еще одну большую заплатку, после чего осторожно проделайте в ее центре маленькое отверстие. Вставьте в отверстие основание клапана, прижмите его шайбой и накрутите обычную шестигранную гайку. Накачайте камеру, проверьте, нет ли утечки воздуха. Если вы все сделали аккуратно, ее не будет.
°°°

Трубчатые шины
Сейчас такие шины — они устанавливаются на гоночных велосипедах — используются довольно редко. Фактически шина представляет собой сшитую и заклеенную в трубку резину. Несмотря на то что раздельные шины не уступают трубчатым в весе и имеют низкое поверхностное сопротивление, некоторые велосипедисты предпочитают тем не менее ставить на свои велосипеды трубчатые шины. Причина этого проста — трубчатую шину не нужно устанавливать на глубокий обод, она не имеет краев и, следовательно, она нечувствительна к боковым проколам, от которых, кстати сказать, страдают в основном неопытные велосипедисты.
Зато заклеивать прокол на трубчатой шине — занятие не для слабонервных. Я бы сказал, что нужно очень любить трубчатую шину, чтобы пытаться заклеивать в ней дырки. Не советую заниматься этим новичку — у него просто не хватит терпения. Тратить деньги на новую трубчатую шину тоже не советую. Советую раз и навсегда избавиться от проблемы — установить раздельные шины. Это самый лучший, безболезненный выход.
°°°

Как снять трубчатую шину
Если вам удалось проколоть и трубчатую шину, снимите ее. Для этого нужно прежде всего снять с велосипеда колесо. Затем, начиная с места, противоположного клапану, начинайте перегибать шину через обод в двух направлениях — и вправо, и влево. Сняв шину, вытащите из клапанного отверстия клапан. Снимая шину, старайтесь, чтобы ее липкая часть, которой шина наклеивается на обод, не слиплась между собой.
°°°

Установка трубчатой шины
Если во время поездки трубчатая шина прокололась, то лучше всего сразу поставить запасную (если вы человек предусмотрительный и берете ее с собой). Если обод слегка деформировался, старайтесь установить шину аккуратно, чтобы она не слетела во время езды. Устанавливайте шину следующим образом:
Инструмент и принадлежности:
• тюбик адгезивной смеси или липкая лента для ремонта трубчатых шин
• ацетон или другой растворитель
• насос
Процедура:
1. Снимите старый липкий слой ацетоном; если используется не липкий слой, а клейкая лента, удалите её.
2. Протрите ацетоном обод, счистите с него весь липкий слой.
3. Если вы используете липкую ленту, то крепко обмотайте ею обод, начиная с того места, где установлен клапан. Конец ленты наложите на начальный кусок. Старайтесь обмотать строго по центру обода. Маленькой отверткой проткните заклеенное отверстие для клапана. Снимите бумажную прокладку со всей ленты.
4. Слегка смочите ленту, чтобы шина не приклеилась к ней во время установки. В месте, противоположном отверстию для клапана, положите кусок бумаги — так вам будет легче снимать шину, если она снова проколется.
5. Немного подкачайте шину. Если вы устанавливаете новую, перед установкой слегка растяните её — действовать можно руками, но лучше прижать шину ногой и слегка потянуть с противоположной стороны.
6. Вставьте клапан в отверстие, затем установите всю шину. Старайтесь установить её по центру обода (проверяйте установку по краям шины).
7. Накачайте шину и снова проверьте правильность ее установки. Удалите оставшийся адгезив, сорвите выступающую из-под краев шины бумагу (которую вы наклеили в месте, противоположном клапанному отверстию). Не используйте шину сразу, подождите хотя бы ночь, пока адгезив не затвердеет.
°°°

Ремонт трубчатой шины
Предполагается, что к этому моменту вы сняли проколотую шину с колеса. Сразу оговорюсь, что заклеивать шину в дороге — занятие практически нереальное. Этот вид работы проделывается только в домашних условиях.
Инструмент и принадлежности:
• комплект принадлежностей для заклейки трубчатых шин (включает в себя набор заплаток, жидкую резину, тонкую наждачную бумагу, бечевку, иглу, наперсток и тальк в виде порошка или в виде куска)
• острый нож
• насос
Процедура:
1. Накачайте шину и определите место прокола — послушайте или, если свист выходящего воздуха не слышен, поднесите шину к лицу. Если даже так установить место прокола не удается, погрузите части шины в воду и смотрите, откуда идут пузырьки воздуха. Отметьте место утечки.
2. Счистите липкую ленту (или бумагу) с места прокола и по сторонам от него (примерно на 15 см).
3. Отметьте пунктирной линией шов, затем отрежьте его примерно на 9 см по сторонам от центра прокола.
4. Вытащите камеру и заклейте прокол (действуйте по инструкции части «Заклеиваем прокол» пп. 10 — 24).
5. Вставьте камеру, потяните шину так, чтобы совместить с ней камеру по пунктирным линиям.
6. Осторожно, чтобы не повредить камеру, зашейте разрезанный шов. Шейте подальше от шва, чтобы края его не разорвались во время езды.
7. Заклейте шов (нанесите на него раствор жидкой резины) и снова обмотайте лентой.
Примечание
Храните запасные шины в прохладном сухом месте, желательно вентилируемом. Предпочтительно их устанавливать на запасные обода, но не накачивать. И не забудьте прихватить с собой в дорогу запасную шину. Вернувшись домой, сразу вытащите сложенную запасную шину и оденьте её на обод.
°°°


* * *
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОГЛАВЛЕНИЕ

✔ЧИТАТЬ ✔TO READ
✔ КОВБОЙСКАЯ ИСТОРИЯ ✔ ЛЕВ И БЫК ✔ ПОДУШКА для СОЛНЫШКА ✔ Кувшин с золотом ✔ КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ ✔ ДИНО УХОДИТ ИЗ ДОМА ✔ ГАНЗЕЛЬ и ГРЕТТА ✔ Одинокий ослик ✔ Маленький сахарный дом ✔ ИГРА В ЗАПЛАТКИ ✔ ПРО БЕДНЯКА МОМЭТА И БОГАТОГО БАРИНА ✔ МАРГО ✔ История крейсера "АВРОРА" ✔ ЗАЯЦ-ЛЕСНИК ЗАГАДКА ПОЛЯРНОГО РУЧЬЯ ✔ Как лягушонок искал папу