Справочник по ремонту велосипедов * глава 11

Рулевое управление
Основными деталями рулевого управления велосипеда являются: передняя вилка, рулевые подшипники, вынос руля и собственно руль (ручки руля и руль нередко образуют нераздельное единое целое). В данной главе мы последовательно рассмотрим все эти компоненты, а также их обслуживание и ремонт.
°°°

Руль и вынос руля
Руль обычно зажимается в зажимном хомуте выноса руля, а вынос руля крепится к рулевой трубке вилки с помощью клиновидной или конусообразной детали. К основанию выноса все крепится разгонным болтом, который откручивается сверху ключом-шестигранником размером 6 мм. Хомут выноса, как правило, также имеет один или несколько винтов с утопленными шестигранными головками, которые прижимают его к рулю; иногда на хомут устанавливается и поворотное устройство (винт), позволяющее снимать его.
Особой работы весь узел не требует, если не считать регулировки высоты и коррекцию положения руля. Естественно, при необходимости изношенные и деформированные части нужно менять. Большинство рулей имеют в диаметре 22,2 мм на концах и 25,4, 26,6, 26 или 27 мм в точке крепления руля с выносом. При замене руля обязательно проверьте его диаметр.
°°°

Регулировка руля
Регулировать руль нужно, когда на велосипеде собирается ехать не его владелец, который постоянно пользуется им, а другой человек, для которого положение руля может быть неудобным, или когда руль закреплен непрочно и начинает смещаться.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник размером 6 мм (или для старых моделей велосипедов, где вверху выноса устанавливался разгонный болт с шестигранной выступающей головкой, — гаечный ключ размером 12 мм)
• металлический, пластмассовый или резиновый молоток; если вы собираетесь использовать металлический молоток, то накладывайте на детали небольшой деревянный брусок, чтобы не повредить их.
Процедура:
1. Если трос переднего тормоза закреплен на руле и выносе, ослабьте его натяжение, отсоединив от тормозного рычага.
2. Для того чтобы отрегулировать положение руля, следует открутить разгонный болт на 2—3 оборота.
3. Обхватите ногами переднее колесо, стараясь держать его прямо по отношению к раме, установите руль в требуемом положении по высоте и направлению.
4. Если вынос руля не поворачивается и не двигается вверх, открутите разгонный болт еще на пару оборотов, приподнимите колесо и несколько раз постучите по нему. После этого он обычно смещается на нужное расстояние. Если он продолжает упорствовать, введите немного масла между выносом и хомутом или контргайкой, установленной на верхней рулевой колонке, и снова постучите по болту.
5. Установите руль в требуемом положении, но будьте внимательны, не вытяните его совсем. Смотрите на вынос, на нем есть метка максимального смещения вверх. Закреплять руль следует таким образом, чтобы метка оставалась внутри и не была видна из-под гайки.
6. Продолжая удерживать руль, закрепите разгонный болт.
7. Проверьте установку руля, его высоту и направление, при необходимости отрегулируйте дополнительно.
8. Если перед установкой руля вы отцепляли тормозной трос, то после установки руля отрегулируйте натяжение тормозного троса и при необходимости отрегулируйте тормоза.
°°°

Крепление руля на выносе
Соединение между рулем и выносом также должно быть очень прочным, в противном случае руль может неожиданно сместиться. Чтобы этого не произошло, затяните покрепче винты, крепящие руль на выносе ключом-шестигранником размером 5 или 6 мм (в зависимости от размера их головок). Для старых моделей велосипедов вам потребуется гаечный ключ размером 12 мм, которым закручивается гайка.
°°°

Съем и установка руля вместе с выносом
Проделывать такую работу вам потребуется в случае, когда вы собираетесь осматривать регулировочную часть выноса или заменять переднюю вилку. Индивидуальный съем руля и выноса мы рассмотрим чуть ниже.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 5—6 мм (для старых моделей — гаечный ключ 12 мм)
• ветошь
• масло
• резиновый или деревянный молоток (нужны не всегда)
Процедура съема:
1. Отсоедините от рычагов тросы тормоза и переключения скоростей.
2. Ослабьте разгонный болт, открутив его на 3—4 оборота (или до того момента, когда руль можно будет свободно поворачивать).
3. Если вынос не освобождается, открутите разгонный болт еще на пару оборотов, приподнимите колесо, удерживая велосипед за руль, затем стукните по разгонному болту молотком, после чего он должен ослабнуть. Если он не смещается, слегка смажьте соединение между выносом и хомутом или гайкой в верхней рулевой колонке и снова несколько раз стукните по болту.
4. Снимите с велосипеда руль вместе с выносом.
Процедура установки:
1. Очистите вынос руля и внутреннюю часть рулевой трубки ветошью, слегка смажьте ее клин (или конус), а также ту часть выноса, которая войдет в нее, чтобы впоследствии в ней не появилась ржавчина и чтобы в дальнейшем снимать ее было легко.
2. После установки выноса затяните разгонный болт. Клин должен стоять правильно, то есть должен быть подогнан к скошенному концу выноса, но в то же время не препятствовать его свободному движению в рулевой трубке.
3. Если вместо клина используется конусное устройство, совместите ребра на конусе с пазами в выносе.
4. Вставьте вынос, поверните его так, чтобы он стоял правильно, убедитесь, что указатель максимальной высоты находится внутри, под контргайкой верхней рулевой колонки, и что вынос надежно закреплен.
5. Обхватите ногами переднее колесо и, выровняв его с рамой, установите руль в правильное положение по высоте и направлению, крепко держите его.
6. Продолжая крепко удерживать руль, затяните разгонный болт.
7. Проверьте еще раз установку руля, если руль сместился, исправьте его положение.
8. Если перед установкой руля вы отсоединяли тросы, соедините их с рычагами (см. главу 9).
°°°

Замена отдельно руля и выноса
Заменять отдельно руль или вынос нужно только в том случае, если они серьезно деформированы, и вам ничего не остается делать, как установить новые, или когда вы хотите просто поставить другой руль или вынос. При покупке обязательно проверьте их диаметр — он должен совпадать. Обычно сначала снимают руль, а потом — вынос, так как в этом случае сам велосипед можно использовать в качестве рычага.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник размером 3— 6 мм (для старых моделей велосипеда — гаечный ключ 12 мм)
• две отвертки — среднего и большого размеров
Процедура съема:
1. Снимите все установленные на руле детали и рычаги, предварительно ослабив тросы.
2. Выкрутите болт(ы), которым(и) хомут выноса крепится к рулю.
3. Большой отверткой разомкните хомут и вытащите из него руль. Если в выносе есть распорный винт, вкрутите его так, чтобы можно было вытащить руль.
4. Если руль не вытаскивается, покрутите его или сместите в сторону.
Процедура установки:
1. Разомкните большой отверткой хомут выноса (п. 3 вышеприведенной инструкции).
2. Втолкните руль в хомут, покрутив его, затем подведите утолщенную часть руля к хомуту и разомкните хомут выноса большой отверткой или (на некоторых моделях велосипедов) распорным винтом, вкрутив его небольшим ключом-шестигранником.
3. Втолкните утолщенную часть руля в хомут.
4. Установите зажимные болты и несильно затяните их — руль должен держаться, но не быть крепко затянутым.
5. Отрегулируйте руль, установив его в нужное положение, после чего, удерживая его, затяните болты. Если на хомуте установлен распорный винт, не забудьте предварительно ослабить его.
6. Установите все находившиеся на руле компоненты.
7. Проверьте положение руля, при необходимости отрегулируйте его еще раз.
8. Закрутите распорный винт, чтобы он не потерялся.
°°°

Замена ленты на руле
Опущенные ручки руля обычно обматываются лентой, которая от времени и использования изнашивается или теряет внешний вид. В этих случаях ее рекомендуется снимать и наматывать новую. Менять ее желательно также и когда вы заменяете тормозной рычаг или вынос. Поскольку тормозные тросы часто проходят вдоль руля, вам придется разматывать и затем снова наматывать ленту. Обматывайте руль наклейкой лентой, тонким пластиком или тонкой лентой с клейкой подложкой (наподобие изоляционной). Много ленты не наматывайте — одного слоя будет вполне достаточно. Сейчас можно купить специальную нарезанную кусками ленту, которой как раз хватает, чтобы обмотать весь руль.
Процедура:
1. Снимите с концов руля крепеж и размотайте ленту. Липкую ленту необходимо предварительно нарезать кусками и счистить адгезивный слой метиловым спиртом. Если на тормозных рычагах велосипеда стоит защитный кожух, снимите его и обмотайте руль вокруг них короткими кусками ленты.
2. Липкой лентой следует обматывать руль, отступив от центра руля примерно на 7,5 см, наматывая ее к краям. Наматывайте ее так, чтобы край предыдущего слоя закрывался частично последующим, вокруг тормозных рычагов наматывайте ленту крестом.
3. Ленту без липкого слоя начинайте наматывать от концов руля, первый слой закрепите вторым. Наматывайте ленту к центру руля точно так же, как и липкую — край предыдущего слоя захватывайте последующим. Ленту на концах руля закрепите одним-двумя слоями липкой ленты.
4. Установите на концы руля крепеж, если в нем имеются разгонные болты, затяните отверткой.
°°°

Съем и установка ручек
Некоторые владельцы горных или дорожных велосипедов предпочитают устанавливать на своих машинах более удобные ручки на руле. Если и вы хотите поступить так же, то сначала вам придется снять старые ручки.
Инструмент и принадлежности:
• небольшая отвертка
• ветошь
• жидкость для мытья посуды
Процедура:
1. Захватите край ручки небольшой отверткой, приподнимите его и попытайтесь снять, вращая ее вокруг руля. Если ручка не снимается, влейте в образовавшуюся полость между ручкой и рулем немного жидкости для мытья посуды.
2. Прежде чем устанавливать новую ручку, хорошенько протрите руль, стерев с него остатки моющего средства, в противном случае при установке новая ручка будет соскальзывать.
3. Перед установкой положите новую ручку ненадолго в горячую воду или используйте адгезив, который продается вместе с некоторыми моделями ручек — он не только помогает им держаться на месте, но и устанавливаться на руль, поскольку при первом нанесении он скользит.
°°°

Ручки и удлинители
Многие владельцы горных велосипедов считают, что рули на них ставятся не совсем удобные, сильно ограничивающие маневренность, и поэтому стремятся украсить руль удлинителями, получившими название «рога». Рога или удлинители бывают разные, одни крепятся изнутри, другие — снаружи. Модели с внутренним креплением имеют клинья и разгонные болты, то есть крепежное устройство наподобие того, которым вынос крепится в рулевой.трубке. Модели с внешним креплением оборудованы хомутами, такими же, как и на выносе руля. Прежде всего необходимо срезать края ручек на руле, установить удлинитель и закрутить шестигранный винт, который закрепляет клин внутри руля. Завинчивать шестигранные винты следует очень крепко, иначе они могут ослабнуть, и удлинитель соскочит. Покупайте только такие удлинители, которые совпадают по диаметру с рулем на вашем велосипеде. Предварительно посмотрите, насколько крепок сам руль и можно ли на него устанавливать удлинители. Должен предупредить — на некоторые, легкие рули удлинители устанавливать попросту нельзя.
На некоторых моделях дорожных велосипедов устанавливаются особые удлинители с внешними зажимами, направленные вперед от опущенного руля. Такие удлинители обеспечивают велосипедисту очень низкую посадку, что удобно во время длительных, многочасовых заездов. Такие удлинители можно установить и на другие рули, закрепив их на неизогнутых участках.
°°°

Укорачивание прямого руля
И сейчас на некоторые горные велосипеды устанавливаются рули с большим размахом. Если для вас такой руль неудобен, вы можете укоротить его, оставив размах от 55 до 60 см максимум. Укоротить руль можно сразу после его установки, обрезав лишнюю часть ножовкой. Если вы некоторое время ездили с большим рулем и привыкли к нему, после чего укоротили его, первое время будьте крайне осторожны — управление велосипедом с длинным и большим рулем сильно отличается.
Инструмент и принадлежности:
□ ножовка
□ липкая лента (или специальная лента для руля)
□ надфиль
Процедура:
1. Снимите ручки и отметьте от краев руля, сколько вам нужно отпилить.
2. Наклейте липкую ленту рядом с теми местами, где вы собираетесь отпиливать руль — она будет служить вам указателем. Старайтесь пилить ровно.
3. Встаньте так, чтобы пила шла ровно, желательно попросить кого-нибудь, чтобы он подержал велосипед и руль.
4. После того как вы отпилили ненужные части, обработайте края надфилем.
5. Установите на руль все ранее снятые с него компоненты.
°°°

Рулевая колонка
Эта часть велосипеда образует связь между рулевой системой и рамой. Рулевая колонка состоит из двух подшипниковых узлов, установленных по краям передней трубки. Нижний подшипниковый узел расположен между верхней частью вилки и нижней частью передней трубки. Верхний подшипниковый узел регулируется, соответствующие устройства прикручены к верхнему краю рулевой трубки. Вынос руля выступает вверх из контргайки верхнего подшипникового узла.
Если практически все дорожные велосипеды имеют одинаковую, взаимозаменяемую регулировочную рулевую колонку, то с горными велосипедами все намного сложнее — в зависимости от модели рулевые колонки у них имеют разный размер, нередко очень большой. Как правило, размер рулевой колонки определяется внешним диаметром рулевой трубки. Обслуживание очень больших рулевых колонок требует и специального инструмента.
°°°

Регулировка рулевой колонки
Если руль велосипеда начинает поворачиваться с трудом или, наоборот, виляет из стороны в сторону, прежде всего необходимо отрегулировать подшипники рулевой колонки. Если после регулировки проблема остается, то, возможно, деформировались чашки подшипников — либо они были слишком туго затянуты, либо в результате удара шариков между собой.
В первом случае выполните нижеследующую процедуру.
Инструмент и принадлежности:
• специальные ключи для работы с рулевой колонкой (или разводные ключи)
Процедура:
1. Ослабьте хомут на верхнем подшипнике или контргайку верхнего подшипника рулевой колонки примерно на один оборот, если под ними нет зубчатого кольца, но даже если под подшипником оно и есть, этого вполне хватит, чтобы ослабить его. Если контргайку прижимает вниз винт без головки, сначала открутите его.
2. Приподнимите находящуюся под гайкой шайбу, обеспечив доступ к нижней части, где расположена чашка регулируемого подшипника.
3. Если подшипник ослаблен или слишком сильно затянут, затяните или ослабьте чашку регулируемого подшипника, повернув ее примерно на 1/8 оборота в нужном направлении. Делается это обычно не ключом, а рукой.
4. Встаньте впереди велосипеда, обхватите ногами переднее колесо, удерживайте регулируемую чашку подшипника специальным или гаечным ключом.
5. Продолжая удерживать чашку, вставьте шайбу и затяните контргайку.
6. Проверьте правильность установки и регулировки, в случае необходимости повторите п. 5.
7. Если на вашем велосипеде контргайку прижимает винт без головки, затяните его покрепче, чтобы контргайка случайно не вылетела.
Примечание
Проведите вертикальную черту на регулируемой чашке подшипника и передней трубке — это поможет вам установить чашку правильно. Если вы хотите затянуть регулируемую часть, поверните чашку вправо (по часовой стрелке) на 6 мм, а если хотите ослабить, го влево (против часовой стрелки).
°°°

Осмотр и ремонт рулевой колонки
Если возникшие проблемы не удалось устранить с помощью регулировки, придется снимать подшипники и все другие детали, чистить их, смазывать, а при обнаружении дефектов — заменять. Разбирать рулевую колонку необходимо и в тех случаях, когда вы хотите что-либо в ней заменить, к примеру вилку. Прежде чем приниматься за эту работу, снимите руль вместе с выносом (см. инструкцию в начале части). Если на вашем велосипеде установлены консольные тормоза или тормоза с центральным натяжением, первым делом ослабьте тормозные тросы.
Инструмент и принадлежности:
• специальные ключи для демонтажа рулевой колонки или разводные ключи
• подшипниковая смазка
• ветошь
Процедура демонтажа:
1. Ослабьте и снимите хомут или контргайку, установленную вверху рулевой колонки.
2. Снимите контргайку (старайтесь держать ее прямо).
3. Прижимая переднюю вилку к раме, открутите регулируемую чашку подшипника.
4. Вытащите шарики подшипника из держателя.
5. Вытяните вилку из рамы, вытащите шарики из держателя в нижнем подшипнике. Будьте внимательны — снимите все шарики и постарайтесь их не растерять. Не вставляйте шарики другого размера.
Процедура осмотра и ремонта:
1. Проверьте все детали на износ, наличие ржавчины и деформацию. В деталях подшипника не должно быть царапин, ямок. Наличие любой деформации для подшипника губительно, но самые серьезные проблемы могут возникнуть, если он ещё и плохо установлен. Поэтому настоятельно рекомендую вам ежемесячно проверять установку подшипников на рулевой колонке.
2. Если чашки подшипников сильно деформированы, замените всю рулевую колонку. В этом случае обязательно замените и шарики подшипников, такими же по размеру. Покупайте либо шарики отдельно, либо, что предпочтительно, уже установленные в держатель.
3. Если вам приходится заменять обоймы подшипников на рулевой колонке, снимите старые чашки и верхнюю часть вилки и установите на их место новые. Данную работу лучше выполнить в мастерской.
Примечание
С недавнего времени особой популярностью стали пользоваться регулировочные части с установленными патронными подшипниками. Такие подшипники и снимать легче, а кроме того, не изнашиваются детали, которые вставляются в переднюю трубку и переднюю вилку.
Процедура установки:
1. Если конструкция неподвижных чашек и обоймы вилки позволяет их осматривать и ремонтировать, либо вы это уже делали и, возможно, меняете их, обязательно набейте чашки подшипниковым маслом.
2. Поставьте раму велосипеда на попа, вставьте один из держателей подшипника или недостающие шарики в набитую маслом нижнюю неподвижную обойму подшипника (сейчас она перед вами). Держатель устанавливается таким образом, чтобы с внутренней частью чашки контактировали шарики, а не металлическое кольцо.
3. Переверните вилку и вставьте ее в переднюю трубку.
4. Поставьте раму велосипеда в правильное положение.
5. Вставьте в набитую маслом верхнюю неподвижную чашку подшипника держатель вместе с шариками иаи одни шарики.
6. Накрутите рукой регулируемую чашку подшипника на резьбовой конец вилочной рулевой трубки.
7. Установите контровочную шайбу поверх регулируемой чашки так, чтобы её плоская поверхность касалась плоской поверхности вилочной рулевой трубки; соединяйте подобным образом все устанавливаемые детали, которые используются в качестве анкера для тормозного троса.
8. Закрутите хомут или контргайку на резьбовой конец рулевой трубки, но не затягивайте их.
9. Установите переднее колесо.
10. Отрегулируйте подшипники в соответствии с вышеприведенной инструкцией, приведенной в разделе «Регулировка рулевой колонки».
11. Сцентрируйте и отрегулируйте вынос и руль, при необходимости отрегулируйте натяжение тормозного троса.
12. Если на вашем велосипеде установлен зажимной винт, закрутите его, прижав контргайку.
°°°

Передняя вилка
Передняя вилка состоит из рулевой трубки (или оси), коронки вилки, двух перьев и наконечников перьев. Перья вилки изогнуты внутрь и выступают вперед на определенное расстояние, которое называется «захватом».
При столкновении с крупным неподвижным объектом — деревом, камнем или чем-либо другим — первое, что деформируется, это перья вилки. При сильном ударе может согнуться рулевая трубка, в результате чего управлять велосипедом станет очень трудно. При сильном ударе рулевая трубка может даже треснуть, что вы сразу заметите, а перья вилки — сместиться в сторону, друг к другу. Кстати, последнее возможно и даже в случае плохой транспортировки велосипеда. Предотвратить боковой изгиб перьев вилки можно установкой специального блокировочного устройства между наконечниками перьев вилки, предварительно сняв с нее колесо. Нижеприведенная процедура поможет вам определить, изогнута вилка или нет.
°°°

Изогнута передняя вилка или нет
Вилка может изогнуться по-разному, поэтому существует и несколько методов ее проверки.
Инструмент и принадлежности:
• металлическая линейка
• абсолютно ровная поверхность
• абсолютно ровный брусок высотой минимум в 5 см и длиной 20 см
• штангенциркуль
Процедура проверки:
1. Проверьте металлической линейкой, параллельна ли верхняя часть перьев вилки центральной линии оси вилки (если вилка установлена на велосипеде, проверьте параллельны ли они центральной линии передней трубки). Если они не параллельны, значит, либо перья вилки, либо ось вилки изогнуты. Если руль крутится свободно и мягко, то неполадка скорее всего кроется в перьях вилки, а это вполне можно исправить (см. ниже). В противном случае ищите неполадку в оси вилки. В этом случае вам потребуется покупать новую вилку.
2. Для того чтобы определить неравномерность сгиба перьев вилки, ее следует положить на ровную поверхность, уперев наконечниками перьев в поверхность, а верхнюю часть вилки уперев в край поверхности. Если вилка лежит не на всех четырех точках, она изогнута. Отметьте изогнутое место мелом — нарисуйте на нем стрелку, указывающую, в каком направлении его следует исправлять (см. ниже процедуру выправления вилки).
3. Для того чтобы проверить правильность расстояния между перьями, посмотрите, как в них держится втулка и как стоит колесо, не нужно ли его смещать вправо или влево, чтобы втулка и перья стояли прямо. Если вы заметили искривление, выполните последнюю проверку (пункт 4 ниже).
4. Для того чтобы проверить, не смещена ли вилка вбок, ее нужно боком положить на брусок (который, в свою очередь, находится на ровной поверхности), упереть ось и посмотреть, параллельны ли между собой перья — смеряйте расстояние между концом нижнего пера вилки и поверхностью, затем переверните вилку и замеряйте расстояние от поверхности до наконечников перьев другого пера. Если разница между расстояниями составляет до 1,5 мм, на соответствующую величину следует исправить и перо. Ниже дана инструкция по исправлению искривленных поверхностей вилки.
Процедура выправления:
Если вилка изогнута не очень сильно, и рулевая трубка (ось вилки) не искривлена, её вполне можно исправить. Эту работу можно считать разновидностью холодной обработки металла (см. главу 12, в которой рассматривается рама). Действуйте осторожно, прикладывая разумную силу. Зажмите рулевую трубку в тисках между двумя деревянными брусками с V-образными пазами; положите на исправляемое перо вилки гибкую трубку (подойдет шланг или кусок покрышки), установив её как можно ближе к наиболее изогнутому участку, и нажмите на него так, чтобы перо начало выпрямляться. Исправив перо, проверьте его форму (см. вышеприведенную инструкцию). Если нужно, еще подогните перо. Проверьте его — на нем не должно быть острых изогнутых углов или трещин. Если наконечники перьев вилки также изогнуты, вставьте их в тиски (полностью или до места изгиба) и выправьте.
°°°

Осмотр и замена передней вилки
Если вы налетели на твердый предмет или рулевое управление забарахлило, первым делом следует осмотреть вилку — это простое действие поможет вам почти сразу увидеть повреждение.
Несмотря на то что во многих случаях вилку вполне можно исправить, я бы советовал вам не заниматься этим, а заменить ее. Дело в том, что неразумно экономить на безопасности — если вы новичок и не набили руку на выправлении вилок, вы сделать это не сможете. Лучше поэкспериментируйте на старых вилках. Иногда рулевую трубку вилки приходиться укорачивать, чтобы она подходила к раме. Эту работу также лучше поручить специалисту из мастерской, поскольку если вы и сможете правильно отпилить трубку, с резьбой у вас определенно возникнут проблемы, ведь резьбовую часть придется определенно срезать, так что не тратьте время и нервы.
Если же вы человек смелый и решили все сделать самостоятельно, то прежде всего закрутите контргайку, она вам будет служить направляющей, чтобы вы пилили параллельно. Прежде чем устанавливать укороченную вилку, спилите все неровности и заусенцы, снимите руль вместе с выносом. Если на вашем велосипеде консольные тормоза или тормоза с центральным натяжением установлены на переднем колесе, освободите тормозной трос и снимите переднее колесо.
Инструмент и принадлежности:
• шестигранные ключи 3—6 мм
• специальные ключи для работы с рулевой колонкой или разводные ключи
Процедура:
1. Ослабьте трос переднего тормоза, снимите сам тормоз, затем снимите переднее колесо.
2. Снимите руль с выноса.
3. Снимите рулевую колонку согласно инструкции, данной в разделе «Осмотр и ремонт рулевой колонки».
4. Снимите вилку в соответствии с той же инструкцией.
5. Собираясь купить новую вилку, возьмите с собой старую для сравнения.
6. Установите вилку и соберите рулевую колонку в соответствии с инструкцией, данной в разделе «Осмотр и ремонт рулевой колонки».
7. Установите руль в соответствии с вышеприведенной инструкцией.
8. Установите передний тормоз и закрепите трос.
9. Установите переднее колесо.
10. Проверьте и отрегулируйте следующие узлы: вынос руля, руль, передние тормоза, рулевую колонку.
°°°

Передняя подвеска
В последние годы среди любителей горных велосипедов сделались весьма популярными телескопические передние вилки. Сказать, какая модель такой вилки лучше или хуже, не представляется возможным, поскольку ежегодно на рынке появляются все новые их типы, рассказывать о которых можно бесконечно. Универсальную подробную инструкцию по уходу за всеми подобными вилками также дать затруднительно.
Единственно, что я мог бы вам посоветовать, это регулярно их чистить, особенно в тех местах, где более тонкая часть выходит из более толстой. Если внутрь телескопической вилки проникнет грязь, она может разрушить прокладки (на моделях с гидравлическим демпфером), в результате чего начнется утечка масла. Не лучше будет, если грязь проникнет между сочлененными деталями — они могут слипнуться, что очень опасно внезапным отказом в работе вилки.
Регулярно проверяйте соединение деталей подвески и рулевые качества. Если заметите, что во время поездки вы теряете контроль за передней нижней частью вилки, знайте — скорее всего, механизм ее поврежден. Ограничивайте свой уход за вилкой только ее чисткой и мелкой регулировкой, все сложные виды работ проводите в мастерской Если же вы хотите научиться ремонтировать её в своем, и не только, велосипеде, то запросите у фирмы-изготовителя подробную инструкцию на вилку.
Для того чтобы установить вилку с подвеской, пользуйтесь той же инструкцией, которая приведена выше, для установки жесткой вилки. Если вы захотели сменить жесткую вилку и установить на своем велосипеде телескопическую, обратите внимание на размер рулевой трубки. Менять вилки лучше всего сразу при покупке велосипеда. После замены обязательно покатайтесь на велосипеде, проверьте его работу. Если руль поворачивается слишком легко, проверьте установку вилки. Если вы уже купили велосипед, проверили его, а через некоторое время заметили в работе вилки какие-то неполадки, не пытайтесь их устранить самостоятельно, обращайтесь в мастерскую.
Уход за подвеской с использованием эластомера
На большинстве таких подвесок для регулировки фрикционного демпфирования есть ручка или диск, которые снимаются перед заменой подушки из эластомера. Регулируйте всегда симметрично, одинаково равномерно двигая обе стороны вилки. Любителям прокатиться по серьезному бездорожью подушки нужно ставить более жесткие, для тех же, кто катается по городу или в сельской местности на ровных дорогах, больше подойдут мягкие подушки. Если подвеска работает жестко, поверните ручку или диск по часовой стрелке, усилив фрикционное демпфирование; ослабить его можно поворотом ручки или диска против часовой стрелки. Поэкспериментируйте несколько раз, найдите более удобное для себя фрикционное демпфирование.
Замена подушки из эластомера начинается с того, что вы снимаете с велосипеда переднее колесо и отцепляете перо вилки (на большинстве моделей это делается при помощи большой навинчивающейся крышки вверху). Вытащив внутреннюю скользящую трубу, вы увидите устройство, напоминающее ползунок, — он установлен как раз между подушками из эластомера. В зависимости от степени жесткости подушки имеют особую расцветку. Самые жесткие подушки обычно имеют белый цвет, умеренно жесткие — желтый, самые мягкие — красный. Выберите ту комбинацию, которая вас наиболее устраивает, обращая внимание на жесткость и на вес подушки. Можно ставить одновременно разные подушки, к примеру самые жесткие — на концы вилки, а самые мягкие — в середине. После установки подушек соберите вилку и сразу же покатайтесь на велосипеде, проверьте ее работу. При необходимости проведите дополнительную регулировку.
Уход за вилкой, оборудованной пневматической подвеской
Такие подвески являются технически самыми сложными и одновременно самыми уязвимыми. Давление в них регулируется изменением давления газа (азота или воздуха в зависимости от фирмы-производителя и модели). На большинстве моделей, где используется воздух, давление регулируется простым клапаном (либо таким же, как на автомобильной шине, либо как на футбольном мяче). Закачивается воздух насосом или компрессором, оборудованным соответствующим переходником. Натяжение уменьшается за счет выпуска воздуха нажатием на ниппель клапана. Тем из велосипедистов, которые любят поездить с ветерком по крутому бездорожью, следует накачивать подвески сильнее, чем тем, кто ездит помедленнее, по городским или достаточно ровным сельским дорогам.
Удары на таких вилках гасятся гидравлическим амортизатором — поршнем с небольшим отверстием, перемещающимся вверх и вниз в наполненном маслом цилиндре. Обычно амортизация увеличивается за счет выбора более высокого числа и уменьшается выбором меньшего числа на ручке или диске. Если амортизация кажется вам недостаточной, замените имеющееся масло более вязким. Как правило, фирмы-изготовители предлагают купить якобы специальное масло с особыми добавками собственного изготовления, но вы вполне можете пользоваться любым другим. Лучше всего, и с точки зрения цены, и с точки зрения эффективности, использовать автоматическую трансмиссию, купить которую можно в любом автомагазине, и чем выше будет число, тем лучше амортизация.
Другие принципы работы подвесок
Самая простая и самая надежная подвеска — это пружинная, состоящая из стержня и пружины. Таких на рынке имеется несколько разновидностей. В большинстве подвесок используется все та же пружина, амортизирующее действие которой дополняется установкой подушек из эластомера, смягчающего удары, которые приходятся на нижний край вилки. На дешевых моделях используется только подушка из эластомера. На некоторых, самых сложных пружинных подвесках устанавливается регулятор, позволяющий придавать пружине небольшой предварительный натяг. Кроме того, подвеска может оборудоваться регулятором трения, способным усиливать или ослаблять амортизирующий эффект. Поскольку никакая из указанных подвесок не влияет на геометрию рулевого управления, ставить на свой велосипед вы можете любую, причем на любой велосипед, не обязательно только на горный. Установка вилки — работа очень несложная, сделать это сможет любой «домашний» механик, просто следуйте приведенной в этой главе инструкции по съему и установке руля и выноса руля.
°°°


* * *
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОГЛАВЛЕНИЕ

✔ЧИТАТЬ ✔TO READ
✔ КОВБОЙСКАЯ ИСТОРИЯ ✔ ЛЕВ И БЫК ✔ ПОДУШКА для СОЛНЫШКА ✔ Кувшин с золотом ✔ КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ ✔ ДИНО УХОДИТ ИЗ ДОМА ✔ ГАНЗЕЛЬ и ГРЕТТА ✔ Одинокий ослик ✔ Маленький сахарный дом ✔ ИГРА В ЗАПЛАТКИ ✔ ПРО БЕДНЯКА МОМЭТА И БОГАТОГО БАРИНА ✔ МАРГО ✔ История крейсера "АВРОРА" ✔ ЗАЯЦ-ЛЕСНИК ЗАГАДКА ПОЛЯРНОГО РУЧЬЯ ✔ Как лягушонок искал папу