Справочник по ремонту велосипедов * глава 8

Втулочная передача
В настоящее время втулочная передача на американских велосипедах почти не используется, тем не менее многие велосипедисты считают её очень неплохой и по собственной инициативе устанавливают ее на своих велосипедах. Кроме того, такие известные фирмы, как Shimano, Sachs и Sturmey-Archer, устанавливают на своих велосипедах системы, предполагающие скорое возвращение втулочных передач на велосипеды повседневного использования. И это не говоря уже о старых моделях велосипедов, оборудованных по большей части втулочной передачей.
Втулочная передача на сегодняшний день имеет от 2 до 7 скоростей, но как правило 3. Такие втулки регулируются установленной на руле манеткой, которая натягивает небольшую цепь, или с помощью шарнира и гибкого троса, проходящего по направляющим или роликам, обеспечивает нужное сцепление с установленным во втулке селекторным механизмом.
На большинстве пятискоростных моделей имеются два троса и два селекторных механизма. Ось втулки — полая, в ней находится селекторный стержень, на котором установлен кулачковый механизм. На подавляющем количестве моделей селекторный стержень соединен с небольшой цепью, но на некоторых велосипедах он соединен с кулачковым механизмом, прикрученным рядом с осевой гайкой. Трос крепится к небольшой цепи или шарниру при помощи регулирующего устройства, которое служит для корректировки передач. Когда манетка переводится на более низкую передачу, стержень выталкивается и переводит селектор в нужное положение.
Двухскоростная передача, которая используется в основном на складных велосипедах, не имеет внешнего управления скоростями, они устанавливаются вращением педалей назад.
°°°

Уход за втулочной передачей
Если втулочная передача начинает барахлить, это вовсе не означает, что в ее механизме есть неполадки, скорее всего неполадки начались в самом управлении, а именно — разболтались направляющие троса или на тросе появились зазубрины. Поэтому прежде чем начинать разбирать втулку, проверьте трос.
Большинство моделей, выпускаемых фирмой Sachs, смазывать не нужно, их механизмы выходят из строя только в одном случае — когда втулка перегревается; это происходит на моделях с тормозной системой, срабатывающей от обратного вращения педалей. В данном случае втулку рекомендуется снять, набить в подшипники специальную смазку от того же производителя. Большинство других моделей оборудованы масляными ниппелями. Смазывать их нужно либо раз в три месяца (капнуть 10 капель легкого масла), либо когда втулка начинает плохо работать — скрипит, поворачивается неравномерно или с трудом.
На трёхскоростных моделях ножной велосипедный тормоз можно снять, разобрав весь механизм и удалив секционную цилиндрическую тормозную крышку вместе с тормозным конусом (детально этот процесс описан в главе 10).
В настоящее время модели с системой Sturmey-Archer с встроенным барабанным тормозом не имеют уплотнительной шайбы, отделяющей тормоз от передачи. В результате, если велосипед лежит на левой стороне, масло попадает в тормозной барабан и разрушает тормозные колодки. Как правило, производитель не проводит смазку механизма втулки — предполагается, что это сделает владелец после покупки велосипеда. Естественно, такие велосипеды не следует класть на левую сторону.
°°°

Регулировка трехскоростной втулки Sturmey-Archer
На втулках такого типа трос соединен с очень маленькой цепью, которая выходит из правой гайки на втулке. Точность регулировки здесь проверяется правильностью выверки, что можно увидеть через отверстие в гайке. Обычно регулировка не требует никакого инструмента, если не считать пассатижей, да и то в случае, если регулировочная гайка или втулка натянуты слишком сильно.
Процедура:
1. Установите, в порядке ли трос или ролики, закреплены ли направляющие и стопоры.
2. Если вы более 3 месяцев не смазывали втулку, то прежде всего смажьте ее через ниппель, затем, приподняв заднее колесо, несколько раз проверните педали на каждой передаче.
3. Проворачивая шатуны хотя бы на половину оборота, установите рычажок манетки в нормальное положение (N или 2).
4. Посмотрите в отверстие в правой гайке на оси. Втулка считается правильно установленной, когда плечо внутренней шпонки, с которой соединена цепь, точно выверено относительно оси.
5. Если есть необходимость, отрегулируйте натяжение троса регулировочной гайкой или втулкой. Для этого ослабьте контргайку, поверните внутренний корпус с резьбой относительно шпонки (у нее также есть резьба) и, удерживая в этом положении корпус, затяните контргайку.
6. При необходимости проверьте и снова отрегулируйте.
°°°

Регулировка трехскоростной втулки Sachs
На моделях велосипедов выпуска начиная с 1975 г. нейтрального положения скоростей нет. Как следствие на них не возникает такой проблемы, как потеря трансмиссии, однако возможно, что включится не та передача, которая выбрана. Регулировка в этом случае проводится на высокой передаче, и никаких инструментов для этого не требуется.
Процедура:
1. Проверьте правильность работы манетки, троса, его направляющих и стопоров — они не должны болтаться. Исправьте неполадку.
2. Проворачивая шатуны минимум на половину оборота, переместите рычажок манетки в положение «высокая передача» (Н или 3).
3. Отрегулируйте натяжение троса регулировочным устройством, зажатым на зубчатом стержне. Нажмите на шпонку и переместите его вверх или вниз, одновременно удерживая рукой зазубренный стержень, слегка подтяните трос и отпустите шпонку, зафиксировав механизм.
4. При необходимости повторите операцию.
°°°

Регулировка трехскоростной втулки Shimano
На таких втулках управление осуществляется при помощи коленного рычага или шарнирного механизма, установленного на левой стороне втулки.
Шарнирный механизм имеет несъемную контргайку и устанавливается таким образом, чтобы вращательное движение выравнивалось с тросом. Для этого вам, возможно, потребуется немного ослабить контргайку, отрегулировать положение коленчатого рычага и, удерживая его, затянуть контргайку. Дальнейшая регулировка инструмента не требует.
Процедура:
1. Проверьте правильность работы и соединения манетки, коленного рычага, троса, его направляющих и стопоров. При необходимости исправьте неполадки.
2. Проворачивая шатуны минимум на половину оборота, переместите рычажок манетки на высокую передачу (N или 2).
3. Если передачи отрегулированы правильно, в окне коленного шатуна вы увидите полностью букву N (или цифру 2).
4. Если передачи отрегулированы неправильно, отрегулируйте механизм установки троса на коленном рычаге так, чтобы буква или цифра стали видны в окне коленного рычага.
5. Приподнимите колесо и, проворачивая шатуны, попеременно проверьте работу всех передач. Если нужно, повторите регулировку.
°°°

Пятискоростные втулки
Пятискоростные втулки включают в себя две планетарные передачи, каждую со своими механизмами управления. Выпускают их фирмы Sturmey-Archer и Sachs. Вариант Sturmey-Archer выпускается как со встроенными барабанными тормозами, так и без них. Sachs производит модели не со встроенными, а с отдельными тормозами  барабанными, работающими от натяжения троса, и с ножным тормозом.
На более современных велосипедах с пятискоростными втулками ставятся не две отдельных манетки, а одна, которая управляет двумя тросами. Такая система, хотя и более простая в эксплуатации, чаще выходит из строя и сложнее регулируется. Основная проблема здесь состоит в том, что манетки изготавливаются из довольно хрупкого материала  пластмассы, армированной волокном, поэтому они частенько ломаются, особенно в точке закрепления ниппеля на тросе. Правда, если такую систему почаще разбирать и густо смазывать маслом от того же производителя, большинства проблем можно избежать.
°°°

Регулировка пятискоростной втулки Sturmey-Archer
Большинство вариантов данной втулки имеют на левой стороне коленно-рычажный механизм, а на правой стороне  такую же гайку с отверстием, как и на некоторых трехскоростных моделях. Проверьте, свободно ли двигается трос, прочно ли установлены стопоры троса, правильно ли выверены относительно друг друга коленный рычаг и управляющая цепь. Если в течение последних трех месяцев вы не смазывали втулку, обязательно сделайте это сразу же, после чего проверьте ее работу. Для последующей регулировки инструмента вам не потребуется.
Процедура для моделей с двумя раздельными манетками:
1. Приподнимите колесо, поверните шатуны минимум на половину оборота. Установите левую манетку в положение, соответствующее натяжению троса.
2. При необходимости отрегулируйте трос так, чтобы он не провисал, но и не был сильно натянут.
3. Установите правую манетку в промежуточное положение.
4. Нажмите на левую манетку так, чтобы она полностью натянула трос.
5. Проверьте работу всех передач. Если какая-то из них не включается, слегка подкрутите правое регулировочное устройство  ослабьте или подтяните.
Процедура для моделей с одной манеткой:
1. Установите механизм переключения передач на четвертую передачу.
2. Отрегулируйте правый механизм в соответствии с инструкцией для трехскоростных втулок.
3. Приподнимите колесо, поверните шатуны минимум на половину оборота, установите манетку на пятую передачу.
4. Сейчас левый трос должен быть натянут, если он провисает - отрегулируйте его.
5. Проверьте работу всех передач и при необходимости снова отрегулируйте их.
°°°

Регулировка пятискоростной втулки Sachs
Такая втулка управляется только одной манеткой. Никаких инструментов для ее регулировки не требуется. Здесь следует регулярно проверять работу и состояние тросов, манетки, направляющих и стопоров. Если на старой модели велосипеда манетка постоянно барахлит, ее следует заменить.
Процедура:
1. Приподнимите колесо и, провернув шатуны как минимум на половину оборота, установите пятую передачу.
2. Ослабьте на обоих концах троса зажима для того, чтобы обе стороны втулки ослабли.
3. Приподнимите колесо и проверните шатуны вперед хотя бы на половину оборота.
4. Установите зажимы троса на шпонки, тросы не должны провисать, но и не должны быть натянутыми.
5. Приподнимите колесо и, провернув шатуны на половину оборота как минимум, установите первую передачу.
6. Проверьте работу велосипеда на первой передаче.
7. Если первая передача не держится, перейдите на четвертую передачу и подтяните ослабленные тросы на один паз, повторив пп.5-7 настоящей инструкции до тех пор, пока не будет прочно держаться первая передача.
8. Последовательно проверьте работу всех передач, при необходимости отрегулируйте их.
°°°

Замена манетки или троса?
Если устранить неполадку не удается смазкой и регулировкой, манетку или трос необходимо менять. Если и после замены неполадка остается, значит, все дело в плохой работе механизма втулочной передачи. В таком случае я бы вам рекомендовал не мучаться со втулкой, а сразу менять все колесо вместе с ней  так будет и спокойнее, да и дешевле. Потом, когда у вас будет настроение, вы сможете поразбирать старое колесо, познакомиться с работой механизма втулки поближе. Не исключаю, что вам, возможно, удастся и обнаружить неполадку.
Заменяя манетку или трос, необходимо помнить, что каждый из них сделан под втулку того же производителя. Правда, есть и адаптеры, которые позволяют использовать трос одного производителя с регулировочным механизмом другого. Если на вашем велосипеде установлена трехскоростная втулка, вам необязательно устанавливать манетки той же фирмы. Пятискоростная втулка может управляться двумя раздельными трехскоростными манетками любой фирмы, а не только той, что сделала втулку. Что касается инструментов, то из них вам понадобятся только отвертка и разводной ключ.
Процедура съёма:
1. Ослабьте регулировочный механизм троса на втулке.
2. Слегка подтяните трос назад, к манетке, трос должен слегка провиснуть.
3. Толкните рычажок манетки назад насколько возможно и вытащите из углубления ниппель.
4. Вытяните трос из манетки, снимите с направляющих и стопоров.
5. Снимите ту часть, которую вы хотите заменить (манетку или трос).
Процедура установки:
1. Внимательно устанавливайте рычаг  он должен находиться в правильном положении.
2. Втолкните рычаг манетки насколько возможно, а если у вас пятискоростная манетка, то откройте ее. Вставьте внутрь ниппель и закрепите его в углублении в манетке.
3. Слегка натяните трос и установите его на направляющих и стопорах.
4. На втулке прикрепите трос к регулировочной цепи и коленно-рычажному механизму.
5. Отрегулируйте передачи в соответствии с вышеприведенной инструкцией.
°°°

Регулировка втулочных подшипников
Подшипники на передающей втулке нуждаются в таком же уходе, как и любые другие. Регулировать их достаточно просто, если, конечно, у вас есть специальные ключи от той же фирмы-производителя. Как правило, они прилагаются к велосипеду. Втулочный подшипник, как и любой другой, состоит из чашки и конуса и регулируется с левой стороны втулки.
Процедура:
1. Ослабьте гайку на левой стороне втулки, повернув ее влево на 2-3 оборота.
2. Ослабьте контргайку, повернув ее влево на 1-2 оборота.
3. Сначала затяните полностью регулировочную гайку конуса, затем открутите ее влево на четверть оборота.
4. Удерживая регулировочную гайку в этом положении, затяните контргайку.
5. Затяните осевую гайку, при этом колесо должно быть сцентрировано.
6. Проверьте подшипник  он не должен болтаться, но и не должен быть слишком затянут. При необходимости повторите регулировку.
°°°

Регулировка семискоростных втулок
Семискоростные втулки со встроенным ножным тормозом производятся фирмами Sachs и Shimano. Обслуживание их мало чем отличается от обслуживания пятискоростных моделей. Механизм модели Shimano расположен в узком диске, установленном между цепью и правой стороной втулки. В данном случае, если требуется снимать колесо, нужно отсоединять и тросы, а впоследствии, при их установке, регулировать передачи.
Процедура регулировки:
1. Убедитесь, что трос не поврежден.
2. Установите первую передачу и проверните шатуны на один полный оборот.
3. На моделях Shimano натяжение троса обеспечивается регулирующей гайкой или втулкой.
4. Переключая со скорости на скорость, установите первую передачу, после чего окончательно отрегулируйте трос.
°°°

Регулировка хода передачи
Хотя на втулочной передаче соотношение между передачами изменить нельзя, сам ход сместить вверх или вниз можно. Делается это заменой звездочки на более мелкую или более крупную, с меньшим или большим количеством зубцов соответственно. В настоящее время большинство систем оборудуется цепным колесом с 46 зубьями спереди, и звездочкой с 22 зубьями сзади.
Полный ход передач можно уменьшить (для увеличения передач, позволяющих эффективнее преодолевать подъемы) за счет замены звездочки, имеющей, к примеру, 23 или 24 зубца. И наоборот, ход можно увеличить, установив сзади звездочку с 20 или 21 зубцами. Такие незначительные изменения можно делать, не изменяя длину цепи, нужно просто чуть сместить колесо вперед или назад. Если же цепь или мала, или провисает  см. главу 6, где описана процедура уменьшения и увеличения звеньев цепи.
°°°

Осмотр и ремонт втулки
Хотя и трехскоростные, и даже пятискоростные втулки по сравнению с другими велосипедными узлами и не сложны по конструкции, и не дороги, я бы посоветовал, даже в случае, когда нельзя устранить ни смазкой, ни регулировкой, не выбрасывать их, а попробовать отремонтировать. Дело в том, что сама втулка  вещь дешевая, а вот процесс разборки колеса, неизбежный при замене втулки, отнимет у вас много денег и, даже если вы обратитесь в мастерскую, ещё и времени. Однако детально я на этом процессе останавливаться не буду, поскольку моделей втулок много и процедуры разные.
Гораздо разумнее будет напомнить вам о необходимости ухода за втулкой, если вы ее смазываете, проверяете её работоспособность и регулируете, больших проблем у вас с ней не будет.
Процедура:
1. Отсоедините трос управления от втулки, снимите колесо с велосипеда.
2. Снимите управляющий стержень или коленный рычаг.
3. Положите колесо на стол стороной, где находится цепь, вверх.
4. Снимите звездочку (см. главу 6, Трансмиссия).
5. Снимите контргайку и стопорную шайбу.
6. Снимите конус подшипника и все другие детали, которые можно снять.
Дальше действуйте в зависимости от того, какая у вас модель велосипеда. Работайте не спеша, запоминайте расположение деталей, а лучше всего  записывайте последовательность их установки. Процесс трудоемкий, но скажу вам в качестве утешения  я сам до сих пор так поступаю.
Замените изношенные и деформированные детали, смажьте их перед сборкой. Механизм свободного хода устанавливайте в соответствии с инструкцией, приведенной в главе 6. Тщательно отрегулируйте подшипники. После того как вы все собрали и установили на велосипед колесо, отрегулируйте передачи.
°°°


* * *
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОГЛАВЛЕНИЕ

✔ЧИТАТЬ ✔TO READ
✔ КОВБОЙСКАЯ ИСТОРИЯ ✔ ЛЕВ И БЫК ✔ ПОДУШКА для СОЛНЫШКА ✔ Кувшин с золотом ✔ КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ ✔ ДИНО УХОДИТ ИЗ ДОМА ✔ ГАНЗЕЛЬ и ГРЕТТА ✔ Одинокий ослик ✔ Маленький сахарный дом ✔ ИГРА В ЗАПЛАТКИ ✔ ПРО БЕДНЯКА МОМЭТА И БОГАТОГО БАРИНА ✔ МАРГО ✔ История крейсера "АВРОРА" ✔ ЗАЯЦ-ЛЕСНИК ЗАГАДКА ПОЛЯРНОГО РУЧЬЯ ✔ Как лягушонок искал папу