Справочник по ремонту велосипедов * глава 12

Рама
Хотя рама и является самой основной, монолитной частью велосипеда, она к счастью, не требует особого ухода и постоянной регулировки. Однако уж если с ней что-нибудь случается, то очень серьезное. Нередко после такого печального события приходится расставаться со всем велосипедом. И тем не менее я бы посоветовал вам иногда ухаживать и за рамой, а о том, как это делать, я и собираюсь рассказать вам в данной главе.
°°°

Конструкция рамы
Передняя часть велосипеда, или основная рама, выполнена из труб большого диаметра. Рама состоит из: верхней трубки, нижней трубки, подседельной трубки и передней (головной) трубки соответственно. В самой нижней точке рамы находится кареточный узел. Задняя часть рамы, или задний треугольник, выполнен из двойных труб меньшего диаметра, которые называются нижняя и верхняя задняя вилка соответственно. Каждая пара труб соединяется коротким мостом.
Исторически конструкция рамы велосипеда выполняется на базе внешних тяг и вваренных (или впаянных) труб. С недавнего времени многие виды рам стали делаться без тяг, а трубки крепятся между собой сваркой, пайкой или креплением на болтах. Если трубы рамы крепятся пайкой, то изготавливаются они всегда из стали, в других случаях трубы могут изготавливаться из редких материалов — титана, углеродного волокна или из алюминия.
Правда, независимо от метода крепления труб хотя бы одна тяга, а именно — седельная, присутствует в конструкции рамы постоянно. В задней части она разделяется и крепится вместе для придания устойчивости седлу. На концах рамы, там, где смыкаются стойки, есть плоские пластины, называемые держателями, в которые вставляется колесо. На правом держателе имеется также резьбовое ушко, за которое крепится механизм переключения передач. И наконец, рама имеет некоторое число мелких впаянных деталей, от штырей, на которых крепятся рычаги переключателей передач для дорожных или горных велосипедов, а также консольные тормоза для гибридов и туристических велосипедов, до держателей питьевого бачка, багажников и направляющих деталей для тросов.
°°°

Повреждение рамы
При сильном лобовом столкновении возможно, что нижняя трубка согнется в месте ее крепления головной трубкой, а впоследствии сломается, что очень опасно. Выправить погнутую раму может только специалист. Выправлять раму или нет — зависит от стоимости самой рамы. Если велосипед недорогой, вам лучше купить новый, поскольку ремонт рамы — занятие не из дешёвых, нужно срезать старую раму и заменять ее новой.
Другие повреждения рамы не столь драматичны, как вышеописанная, но и они могут привести к серьезным последствиям. Несильное столкновение, падение или боковой удар могут нарушить геометрию рамы. Рекомендую вам проверять состояние рамы — поставьте велосипед прямо, выровняйте колеса и посмотрите на них сзади. Если колеса не находятся на одной линии, значит, погнута или рама, или передняя вилка. Ниже приведена инструкция по проверке и выправлению рамы. Может так случиться, что погнутся нижние держатели. Инструкция по обнаружению этой неполадки и исправлению держателей также приводится ниже.
Все, что я говорю о деформации и выправлении, относится только к обычным стальным велосипедным рамам. Не пытайтесь выправлять алюминиевую раму, а также рамы, выполненные из разновидностей легкой стали. Что касается рамы из композитов, то их выправить не сможет никто — ни мастер, ни фирма-изготовитель.
°°°

Проверка прямизны рамы
Предлагаю вам несколько относительно простых и детальных процедур проверки рамы. Если вы заметили, что рама деформирована, не пытайтесь сразу ее исправить, а сначала обратитесь в магазин или мастерскую.
Инструмент и принадлежности
• 3 метра бечевки
• линейка
Процедура:
1. Снимите с велосипеда заднее колесо, действуя по инструкции, данной в главе 4.
2. Захлестните бечевкой велосипед, туго натянув ее у держателей.
3. С двух сторон измеряйте расстояние между бечевкой и подседельной трубкой, если оно неодинаковое (расхождение составляет 2 мм максимум), отнесите велосипед в мастерскую, где механик определит, можно ли раму выправить. Сами не выправляйте.
°°°

Проверка держателей («петух»)
Возможно, что после падения задний механизм переключения передач перестанет нормально работать. Причиной здесь, скорее всего, является изогнутое ушко (расположенное на правом держателе («петухе»). Может так случиться, что собьется центровка колеса, хотя само колесо останется недеформированным (после проверки согласно инструкции в главе 4). Проверить, прямо стоят держатели после падения или нет, можно следующим образом.
Инструмент и принадлежности:
• негнущаяся металлическая линейка длиной в 60 см
• брус
Процедура:
1. Снимите с велосипеда заднее колесо, действуя по инструкции, приведенной в главе 4.
2. Прижмите (но не очень сильно) один конец линейки к внешней стороне держателей, а другой конец — к нижней трубке.
3. Сравните расстояние до подседельной трубки с двух сторон.
4. Измерьте расстояние между держателями и сравните его с суммой диаметра подседельной трубки и двумя только что измеренными расстояниями.
5. Если разница составляет более 3 мм, это означает, что по крайней мере один держатель следует выправить. Можете сделать это сами, а можете обратиться в мастерскую.
Примечание
Предпочтительно не выправлять держатели самому, а обратиться к специалисту. Если же вы решили набить руку на ремонте велосипеда, то перед тем, как выправлять их, проконсультируйтесь у специалиста.
°°°

Закраска деформированных мест на раме
Как бы вы ни были осторожны, все равно на раме вашего велосипеда появятся царапины, как вы его не оберегайте, а все равно где-нибудь обо что-нибудь, но заденете. Хотя бы раз в году обязательно пройдите краской по царапинам на раме. Детально о покраске говорится в главе 15. Правда, должен вас предупредить, что некоторые рамы, особенно те, что изготавливаются из редких материалов, таких как углеродное волокно и композиты, не следует ни красить, ни обрабатывать растворителями, поскольку от этого и разрушается структура рамы, и теряется гарантия фирмы-изготовителя.
°°°

Выпрямление рамы
Метод, которым выправляются погнутые рамы, называется холодной обработкой металла. Это означает, что рама не подвергается предварительному нагреву. Точно так же раму выправляют и профессионалы в мастерской, правда, там для этого имеется набор очень мудреного инструмента. Но как бы там ни было, принцип остается тем же самым.
Не пытайтесь выправить погнутую раму, выполненную из легкого материала — это занятие не для слабонервных. Вместе с тем, если у вас есть время, а нервы — крепкие, можете попробовать, но только в одном случае — если велосипед у вас не из дорогих. Если вам не повезет и вы не только не выправите раму, а еще больше деформируете ее, вам не так больно будет с ней расставаться. За рамы из легкого материала не беритесь вообще — не имея опыта, вы ее обязательно согнете. Предположим, вы проверили раму и установили, что погнуто и где, а кроме того, знаете насколько следует выгнуть раму и в какую сторону, чтобы ее выпрямить.
В девяти случаях из десяти проблема находится в области заднего треугольника (нижняя и верхняя задняя вилки). Не исключено, что подседельная трубка и передняя трубка смещены относительно друг друга, что выправить затруднительно даже для профессионала. Можно, конечно, попробовать выправить и это, если согнуть весь задний треугольник, тем более что чем тоньше трубки заднего треугольника, тем легче его выправлять. Как видите, тонкие трубки — это и плохо, но с другой стороны, хорошо, их легко нечаянно согнуть, но они и легко выправляются. А теперь давайте займемся собственно выправлением рамы. Никакого особенного инструмента вам для этого не потребуется.
Процедура:
1. Прежде всего, основываясь на размере задней втулки вместе с замком и гайкой, а также на проверке прямизны, описанной выше, определите, на какое расстояние следует изогнуть задний треугольник с целью выправить деформацию и в какую сторону.
2. Положите раму на ровную жесткую поверхность так, чтобы задний треугольник висел за его пределом. Лично я для этого использую любую широкую ступеньку лестницы какого-нибудь здания, если, конечно, меня оттуда не попросят. Попросите кого-нибудь из своих приятелей встать на раму, одной ногой — на переднюю верхнюю трубку, а другой — на седельную.
3. Выправите раму, надавливая на нее или подтягивая вверх, сравнивая между нижним и верхним держателем.
4. После того как вы выправили держатели, переверните раму и точно так же выправите остальную часть заднего треугольника. После этого расстояние между держателями должно равняться ширине задней втулки (вместе с гайками).
5. Проверьте расстояния, как указывалось выше, при необходимости отрегулируйте дополнительно.
°°°

Выправление держателей
Находящиеся на концах вилки должны быть прямыми и параллельными друг другу Как только механизм переключения передач начинает давать сбой, немедленно проверяйте правый держатель, и если он погнут, выпрямите его, после чего отрегулируйте всю систему передач. Если держатели не прямые и не параллельны друг другу (об этом говорилось выше, в части «Проверка прямизны рамы»), то их скорее всего можно выправить. Легче и проще выправлять стальные держатели, даже в случае неудачи вы их по крайней мере не сломаете.
Для выправления держателей профессионалы пользуются специальным инструментом, который либо накручивается на ушко, за которое крепится механизм переключения передач, либо зацепляется за держатель («петух»), обхватывая его. Правда, выправлять можно и без специального инструмента, и делается это так: вставьте изогнутый держатель в тиски и, используя раму в качестве рычага, нажмите на нее. После этого он выправится.
Если у вас нет тисков, попросите кого-либо из друзей подержать раму, а сами, ухватив держатель большим разводным ключом, выправите его. Если рычага ключа недостаточно, можете надеть на его ручку кусок трубы, например водопроводной. Если обе части держателя изогнуты, возьмите два ключа или зажмите часть держателя в тиски, а вторую выправляйте ключом. Закончив работу, обязательно проверьте держатель, и если он остается хотя бы немного изогнутым, подправьте его. Если в процессе выправления в держателе появились заметные трещины, его придется заменить: берите раму и отправляйтесь в мастерскую, там вам все сделают.
°°°

Выправление ушка механизма переключения передач
На работу механизма переключения передач самым отрицательным образом влияет изгиб правого ушка держателя, к которому он крепится. Выправить его можно только с помощью специального инструмента. Дело в том, что если вы попытаетесь выправить ушко в соответствии с процедурой, описанной выше, в тисках или при помощи разводных ключей, повредится его резьба, и механизм переключения передач вы уже не установите прямо.
°°°


* * *
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОГЛАВЛЕНИЕ

✔ЧИТАТЬ ✔TO READ
✔ КОВБОЙСКАЯ ИСТОРИЯ ✔ ЛЕВ И БЫК ✔ ПОДУШКА для СОЛНЫШКА ✔ Кувшин с золотом ✔ КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ ✔ ДИНО УХОДИТ ИЗ ДОМА ✔ ГАНЗЕЛЬ и ГРЕТТА ✔ Одинокий ослик ✔ Маленький сахарный дом ✔ ИГРА В ЗАПЛАТКИ ✔ ПРО БЕДНЯКА МОМЭТА И БОГАТОГО БАРИНА ✔ МАРГО ✔ История крейсера "АВРОРА" ✔ ЗАЯЦ-ЛЕСНИК ЗАГАДКА ПОЛЯРНОГО РУЧЬЯ ✔ Как лягушонок искал папу