Справочник по ремонту велосипедов * глава 7

Зубчатая передача системы механизма переключения
В наше дни большинство взрослых велосипедов оборудуются механизмом для переключения передач, хотя на некоторых моделях ещё используется система втулочного переключения (её мы рассмотрим в главе 8). Система механизма переключения передач состоит из переднего механизма переключения передач и заднего механизма переключения передач.
И передний, и задний механизмы переключения передач срабатывают от движения манетки, которая, как правило, устанавливается или на руле, или на нижней трубке рамы. Манетки соединяются с механизмом переключения передач гибкими бауденовскими тросами. Задний механизм переключения передач перемещает цепь с одной звездочки на другую. Сами же звездочки, как мы уже знаем, устанавливаются на заднем колесе велосипеда, на блоке механизма свободного хода. Передний механизм переключения передач перемещает цепь с одного цепного колеса на другое.
°°°

Система механизма переключения передач
Поскольку количество зубьев на звездочках и цепных колесах неодинаково, изменение их сцепления ведёт к понижению или повышению передачи. Передача понижается, когда маленькое цепное колесо спереди входит в зацепление с большой звездочкой, расположенной сзади, и повышается, когда большое цепное колесо входит в зацепление с маленькой звёздочкой.
Фактически начиная с 1986 г. все велосипеды оборудуются фиксированным переключением скоростей. Это означает, что рычажок устанавливается напротив скорости, что очень удобно — не нужно тщательно регулировать его. На горных велосипедах используются два основных типа манеток — рулевые (они устанавливаются на руле) и рамочные (устанавливаются на нижней трубке рамы). На гибридах и туристических велосипедах с изогнутым рулем манетки обычно устанавливаются у ручек.
На дорожных велосипедах манетки иногда совмещаются с тормозными рычагами. В большинстве своем такие манетки регулируются и ремонтируются точно так же, как и остальные системы механизма переключения передач с фиксированным (жестким) переключением скоростей. Блок с совмещенным тормозным рычагом и манетками — вещь не совсем удобная, так как независимо от того, что вышло из строя, тормозной рычаг или манетки, менять приходится весь блок.
В данной главе мы рассмотрим все вопросы ухода, ремонта и регулировки как всей системы переключения передач, так и ее отдельных узлов. Рекомендую вам покупать только такой велосипед, где и манетки, и механизм переключения передач имеют одного и того же производителя — такие машины и надежней, и проще в эксплуатации.
°°°

Регулировка хода механизма переключения передач
Самой типичной для механизма переключения передач неполадкой является сбой хода, то есть когда он либо меньше, либо больше. Есть еще и другая проблема — когда переключение не осуществляется вовсе, и цепь сваливается в пространство между цепными колесами или звездочками.
Инструмент и принадлежности:
• небольшая отвертка
• ветошь
Процедура:
1. Определите, в чем состоит неполадки:
□ плохо работает задний или передний механизм переключения передач
□ ход слишком большой или слишком маленький
□ цепь сваливается влево или вправо
2. При необходимости установить цепь на цепном колесе или звездочек.
3. Посмотрите, как на механизме переключения передач установлены два установочных стопорных винта, под головками которых обычно находятся маленькие пружины. Обычно на них стоят буквы Н (высокая передача) и L (низкая передача).
4. Если вы подтянете один из винтов, то уменьшите ход механизма переключения передач в соответствующем направлении; если вы его ослабите, то ход механизма переключения передач увеличится.
5. Если цепь слетает спереди и справа (с внешней стороны, или на высокой передаче), подтяните винт на переднем переключателе, отмеченный буквой Н. Если же цепь чуть не доходит до последней передачи на этой же стороне, открутите винт на соответствующее расстояние.
6. Приподнимите заднее колесо и, переключая скорость, проверьте работу механизма переключения передач на всех передачах. При необходимости снова отрегулируйте их.
Процедура:
Если та же проблема продолжает вас преследовать, отрегулируйте всю систему механизма переключения передач, или заднюю, или переднюю так, как показано ниже.
°°°

Задний механизм переключения передач
Почти на всех современных велосипедах ставятся вариаторы (переключатели передач) с фиксированной установкой скорости и 6,7 или 8 звездочек (раньше устанавливались 5). Манетки (они ставятся на правой стороне руля) имеют собачку, которая с характерным щелчком переключается на ту или иную скорость. Манетка, установленная на раме, или на руле, имеет небольшой рычажок (фактически это та же собачка), переключающая велосипед с фиксированного режима на фрикционный, благодаря чему можно выбрать промежуточное положение. Это очень полезная функция, позволяющая устанавливать нужную скорость, даже если механизм переключения передач сильно разболтался. Такую систему я рекомендовал бы тем, кто не хочет заниматься регулировкой механизма переключения передач, они даже в пути не испытают никаких сложностей в переключении скоростей. Фиксированный и фрикционный режимы обозначаются буквами I и F соответственно на манетке.
°°°

Регулировка заднего механизма переключения передач
Большинство неполадок в механизме переключения передач можно устранить его регулировкой.
Инструмент и принадлежности:
• небольшая отвертка
• ключ-шестигранник 5 мм
• гаечный ключ 8 мм
Процедура:
1. Если механизм переключения передач у вас начал работать плохо в дороге, то для того, чтобы хотя бы добраться на велосипеде до дома, попытайтесь его отрегулировать. Если манетка на вашем велосипеде находится на раме или на руле, выберите фрикционный режим на манетке.
2. С помощью встроенного регулировочного барабана отрегулируйте натяжение троса.
3. Приподнимите заднее колесо и переместите задний механизм переключения передач на самую высокую передачу (самая маленькая звездочка). Передний механизм переключения передач переместите на самое крупное цепное колесо. Для того чтобы цепь сместилась на эту передачу или на максимально близкую к ней, педали вращайте рукой.
4. Затяните или ослабьте регулировочный барабан — этим вы ослабите или увеличите натяжение троса. Если трос сильно болтается, вы это сразу заметите.
5. Если ход регулировочного барабана не отвечает требованиям, зажмите его в другом месте. Открутите его, ослабьте болт с ушком или зажимную гайку, которые удерживают трос в механизме переключения передач, потяните трос так, чтобы он не провисал, но и не был слишком натянут, и снова закрутите болт с ушком или зажимную гайку.
6. Проверьте переключение скоростей и при необходимости повторите регулировку в соответствии с вышеуказанными пунктами.
7. Сейчас во фрикционном режиме механизм переключения передач должен работать правильно. Ваш следующий шаг — точно отрегулировать фиксацию. Для этого вам необходимо перевести рычажок манетки на фрикционный режим, выбрать самую низкую передачу (самая большая звездочка сзади и самое маленькое цепное колесо впереди) и убедиться, что установлена именно эта передача.
8. Снова переключите рычажок на самую высокую передачу (самая маленькая звездочка и самое большое цепное колесо), затем переведите его в фиксированный режим (отмечен буквой I).
9. Отрегулируйте натяжение троса — цепь должна вращаться свободно и бесшумно на механизме переключения передач и не задевать за более крупную звездочку.
10. Переместите рычажок на следующую низкую передачу, проверьте, перешел ли задний механизм переключения передач на вторую самую маленькую звездочку — этим вы проверите его регулировку.
11. Если механизм переключения передач не переводит цепь на следующую звездочку, подтяните трос, повернув регулировочный барабан на половину оборота.
12. Если механизм переключения передач перескакивает через вторую самую маленькую звездочку, ослабьте натяжение троса, повернув регулировочный барабан на половину оборота.
13. Если механизм работает ненадежно, повторите пп.10-12.
14. Установив механизм переключения передач на вторую самую маленькую звездочку, подтяните трос регулировочным барабаном — цепь должна вращаться плавно и бесшумно, слегка касаясь третьей самой маленькой звездочки.
15.  Для полной регулировки ослабьте натяжение троса, уберите шумы и ненужное трение цепи.
Примечания
□ Если убрать неполадку регулировкой не удается, смените трос и внешний трос — иногда здесь помогает простая замена внешнего троса.
□ На большинстве задних механизмах переключения передач есть третий регулировочный винт, которым меняется угол механизма. Выберите такую передачу, где цепь устанавливается на самой крупной звездочке, и отрегулируйте винтом угол наклона таким образом, чтобы цепь располагалась близко к механизму переключения передач, но не царапала ролики.
°°°

Осмотр и ремонт заднего механизма переключения передач
Когда в механизме накопилось столько грязи, что он начал работать ненадежно или возникающие неполадки не удается устранить минимальной регулировкой, его следует разобрать.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 3 мм
• гаечный ключ 7 мм
• 2 небольших разводных ключа
• растворитель
• ветошь
• смазка и масло в аэрозольном тюбике
Процедура:
1. Снимите болты на маленьких роликах, по которым движется цепь, — они называются натяжным и направляющим, соответственно. Не потеряйте ничего — ни ролики, ни болты, ни втулки (вкладыши).
2.  Очистите внутреннюю часть колес и втулок и другие доступные части механизма переключения передач.
3.  Если ролики изношены, купите другие, точно такие же (при покупке имейте их с собой для сравнения). Даже если ролики на первый взгляд выглядят одинаково, их все равно необходимо сравнивать — отличия могут быть. На некоторых моделях натяжной ролик отличается от направляющего.
4.  Если корпус механизма переключения передач деформирован, осторожно выпрямите его двумя разводными ключами, действуя с противоположных сторон. Дальше продолжайте разбирать механизм только в том случае, если полностью очистить его внутренние части не удается. Прежде чем снимать корпус, проверьте установку и работу внутренних пружин, иначе впоследствии вы не сможете их правильно установить. При необходимости увеличьте натяжение пружины, переместив ее конец в другой паз.
5. Смажьте вкладыши на роликах и все основные части легким маслом (из аэрозольного тюбика).
6. Соберите корпус и ролики, направив цепь в корпус.
7. Проверьте и при необходимости отрегулируйте механизм переключения передач.
°°°

Замена заднего механизма переключения передач
Этот вид работы проделывается в том случае, когда вы полностью перебираете велосипед и когда механизм переключения передач функционирует настолько ненадежно (регулировка ни к чему не приводит), что требует замены. Как правило, заменить механизм включения передач можно механизмом с коротким корпусом, если, конечно, самая большая задняя звезда имеет не больше 28 зубьев. Такие модели работают более надежно, ломаются и деформируются реже, чем модели с длинным корпусом.
Инструмент и принадлежности:
• съемник цепной заклепки
• ключ-шестигранник 5 мм
• маленькая отвертка
• ветошь
• масло
Процедура съёма:
1. Если вы хотите оставить цепь на месте, откройте корпус, открутив болт направляющего ролика.
2. Если вы хотите снять цепь, то разъедините ее съемником заклепки.
3. Откусите торчащий конец троса, снимите крепление, аккуратно снимите муфты и корпус троса.
4. Открутите крепежный болт механизма и снимите его.
Процедура установки:
1. Покупая новый механизм переключения переключения передач, убедитесь, что он полностью совместим с манеткой и блоком механизма свободного хода, установленным на вашем велосипеда. Например, если манетка рассчитана на 7 или 8 скоростей, вам необходим соответствующий механизм переключения передач, способный перемещаться на данное расстояние.
2. Прочистите и смажьте резьбу на механизме переключения передач, аккуратно установите его. Если вы устанавливаете новый механизм переключения передач, установите его в такое же положение, в котором находился старый, проверив его вращение вокруг болта.
3. Присоедините трос.
4. Установите цепь (если вы её снимали) или откройте корпус, открутив болт направляющего ролика, установите цепь на место, затем установите направляющее колесо.
5. Проверьте работу механизма переключения передач на всех передачах, при необходимости отрегулируйте его и натяжение троса.
°°°

Передний механизм переключения передач
Если на большинстве горных велосипедов с передним механизмом переключения передач используются манетка фиксированного типа, то на обычных дорожных велосипедах они, как правило, не фиксируются, поскольку на них устанавливаются всего два цепных колеса.
Основной вид работы, которой требуют передние механизмы переключения передач, — это регулировка их хода; ее следует проводить в соответствии с вышеприведенными инструкциями. Кроме того, и натяжение троса на переднем механизме переключения передач, если он работает плохо, следует регулировать точно так же, как и на заднем (см. выше). На большинстве передних механизмов переключения передач, установленных на дорожных велосипедах, нет устройства регулировки натяжения внешнего троса. В этом случае регулируется внутренний трос — на нем переустанавливается зажим.
°°°

Регулировка переднего механизма переключения передач
Регулировать передний механизм переключения передач нужно в том случае, если он прижимает цепь к боковой части цепного колеса, если он не доходит до одного из. цепных колес и когда цепь задевает за что-то в корпусе механизма переключения передач и слышится скрип.
Инструмент и принадлежности:
• ключи-шестигранники 5 и 6 мм
• маленькая отвертка
Процедура:
1. Прежде всего убедитесь в том, что корпус переднего механизма переключения передач стоит параллельно цепному колесу — при необходимости открутите крепежный болт и установите механизм переключения передач правильно.
2. Если нужно, отрегулируйте его крепежными винтами.
3. Установите манетку на самой высокой передаче — цепь переместится на большое внешнее цепное колесо.
4. В таком положении трос не должен провисать, но и не должен быть слишком натянутым.
5. При необходимости ослабьте или подтяните трос, зажав его в другой точке: открутите болт с ушком или зажимную гайку либо ключом-шестигранником размером 5 мм, или гаечным ключом размером 8 мм, подтяните трос и затяните болт с ушком или зажимную гайку.
6. Проверьте работу переднего механизма переключения передач на всех передачах, если нужно, повторите регулировку.
°°°

Замена переднего механизма переключения передач
Менять механизм переключения передач необходимо, если он деформировался в результате падения велосипеда.
Инструмент и принадлежности:
• ключи-шестигранники 5 и 6 мм
• маленькая отвертка
• съемник цепной заклепки
Процедура съёма:
1. Ослабьте крепление троса, открутив винт с ушком или зажимную гайку, вытяните конец троса.
2. Снимите цепь с помощью съемника цепной заклепки или, как возможно сделать на некоторых моделях велосипедов, откройте корпус переднего механизма переключения передач, открутив небольшой болт, который, проходя через вкладыш, соединяет две стороны задней части корпуса.
3. Снимите крепежный болт.
Процедура установки:
1. Закрепите механизм переключения передач на подседельную трубку так, чтобы корпус стоял параллельно цепным колесам. Закрепите его, но не затягивайте слишком туго.
2. Отрегулируйте его положение так, чтобы между его нижней частью и самым большим цепным колесом было 2—4 мм. При необходимости выверите их положение.
3. Просуньте трос в механизм так, как это показано на рисунке, и закрепите его в болте с ушком или под зажимной гайкой.
4. Отрегулируйте натяжение троса, он должен быть упругим, но не сильно натянутым; манетку в этот момент следует установить на самую высокую передачу, цепь должна находиться на самом крупном цепном колесе.
5. Проверьте работу всех передач и при необходимости снова отрегулируйте механизм переключения передач.
°°°

Манетки
Какой бы тип манеток (механизм управления переключением передач) ни стоял на вашем велосипеде, если он работает плохо — а это видно по тому, что механизм переключения передач не переходит плавно, а перескакивает на выбранную передачу, — то скорее всего причина кроется в появлении на тросе ржавчины. Поэтому прежде всего проверьте тросы и при необходимости смените и внутренний, и внешний.
Если трос и сам механизм переключения передач работают нормально, то, вероятнее всего, либо пружина в механизме недостаточно натянута (она проржавела или на ней накопилась грязь), либо износилось внутреннее зубчатое колесо. Только в этом случае манетку нужно менять.
Сначала прочистите и отрегулируйте натяжение манетки. Снимать можете только фрикционную манетку. Снимайте ее очень осторожно, запоминайте, где какая деталь расположена. После этого прочистите и слегка смажьте все детали манетки. Снова соберите ее и при необходимости покрепче затяните крепежный винт.
°°°

Замена манетки
Если регулировка манетки ничего не дала и она продолжает работать плохо, её следует заменить. Замена манетки — дело очень простое.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 5 мм
• маленькая отвертка
• гаечный ключ 8 мм
Процедура съёма:
1. Снимите с внутреннего троса зажим на механизме переключения передач.
2. Открутите крепежный винт манетки.
3. Вытяните внутренний трос, постарайтесь не потерять корпус троса и другие мелкие детали.
Процедура установки:
1. Прикрутите манетку в требуемом месте.
2. Пропустите трос через манетку, направляя ниппель в углубление.
3. Пропустите трос по всем направляющим и через корпус троса, прикрепите его конец у механизма переключения передач.
4. Отрегулируйте натяжение троса в соответствии с инструкцией по регулировке для переднего и заднего механизма переключения передач.
Примечание
На системах Shimano STI и Campagnolo Ergopower манетки совмещены с тормозными рычагами, то есть они устанавливаются и снимаются вместе. В этом случае вам необходимо следовать нижеприведенной инструкции.
°°°

Замена манеток, установленных у ручек руля
Данный тип манеток требует особого внимания при установке. Аналогичная процедура относится к системам SIS и другим блокам с совмещенными манетками и тормозными рычагами. Их существует два основных типа: на одних тросы проходят через ручки руля, на вторых — рядом с ручками и рулем. Для первых нужно высверливать отверстия в руле, в результате чего жесткость руля уменьшается. Поэтому я советую вам отказаться от таких манеток. Если у ручек уже просверлены отверстия, то делать нечего — придется вам использовать этот тип манеток.
Если же отверстий нет, не высверливайте их.
Инструмент и принадлежности:
• ключи для установки зажимного болта в механизме переключения передач и контргайки на крепежном болте рычага
• пассатижи
• отвертка среднего размера
• ключ-шестигранник для внутреннего болта
• смазка
Процедура съёма:
1. Установите передачу, при которой механизм переключения передач находится в своем обычном положении (маленькая звездочка сзади маленькое цепное колесо спереди).
2. Ослабьте трос на механизме переключения передач, снимите его с направляющих, отведите внутренний трос как можно дальше.
3. Открутите болт поворотного рычага, снимите подшипник скольжения и контргайку на противоположной стороне.
4. Снимите рычаг с двумя шайбами, вытащите внутренний трос.
5. Ключом-шестигранником открутите внутренний крепежный болт, поворачивая его вправо, — так вы освободите расширительный стопор, который удерживает корпус механических частей рычага на ручках руля.
6. Снимите внутренний трос (если он проходит внутри руля), снимите ленту и внешний трос (в случае, если вы хотите заменить его и если он проходит вдоль руля).
Процедура установки:
1. Если трос должен пройти вдоль руля, снимите с руля старую ленту и старый внешний трос.
2. Проверьте передачу и положение цепи — механизмы переключения передач должны находиться в своем обычном положении (маленькая звездочка сзади и, как правило, маленькое цепное колесо спереди).
3. Протяните внешний трос вдоль руля так, чтобы он не мешал вам; в месте, где вы собираетесь установить механизм, трос должен находиться внизу руля; прикрутите трос липкой лентой (или протяните трос внутри руля, если в нем есть соответствующие отверстия).
4. Обмотайте руль лентой (см.главу 11).
5. Соберите корпус рычага, не устанавливая сам рычаг (расширительный стопор, установочный винт и корпус) так, чтобы отверстие для него было соосно с идущим тросом. Закрутите крепежный винт, повернув его влево ключом-шестигранником.
6. Слегка смажьте механизм переключения передач рычага и контактные поверхности, установите рычаг (с шайбами с двух сторон), затяните центральный осевой болт и контргайку.
7. Смажьте трос, протяните его через рычаг таким образом, чтобы ниппель лежал в углублении рычага; вытолкните внутренний трос из внешнего над направляющими и закрепите на механизме переключения передач. Можете поступить иначе — перед тем как устанавливать рычаг в установочный узел, протяните внутренний трос через него и внешний трос (так следует делать всегда, если трос проходит внутри руля).
8. Установите рычаг в горизонтальном положении и натяните трос пассатижами у механизма переключения передач, после чего крепко прикрутите. При необходимости отрегулируйте его в соответствии с инструкциями по регулировке переднего и заднего механизмов переключения передач.
°°°

Манетки в виде вращающейся ручки
Такие манетки используются на некоторых видах горных велосипедов и на гибридах. Эта манетка очень удобна тем, что ею можно заменить обычную манетку, либо обычной можно заменить ее. Такие GripShift отлично совмещаются с механизмом переключения передач Shimano и SunTour, однако модели фирм Campagnolo и Sachs работают только с механикой этих же фирм.
Процедура:
1. Снимите трос в соответствии с вышеприведенными инструкциями, затем снимите с руля старую манетку и ручку.
2. Подцепите ниппель троса, лежащий в углублении, и протяните трос изнутри, оставив внешний трос на месте.
3. Установите манетку точно так же, как вы устанавливаете на руле ручку, прижмите ее винтом так, чтобы Во время поездки вы видели все цифры.
4. Протяните трос к механизму переключения передач, зажмите его; внешний трос должен быть слегка натянут.
5. Установите на манетке самую высокую передачу и закрепите. Отрегулируйте механизм переключения передач так, чтобы трос был слегка натянут.
6. Отрегулируйте полное натяжение троса — все скорости должны легко переключаться.
°°°

Тросы механизма переключения передач
Фиксированные манетки оборудуются достаточно жесткими прочными тросами, состоящими из прочного внешнего троса, нейлонового рукава и внутреннего троса, выполненного из нержавеющей стали. Аналогичные тросы можно использовать и на нефиксированных системах переключения скоростей, правда, вам придется чистить их и проверять чаще, чем обычные, так как они и загрязняются быстрее, и деформируются чаще. Другие тросы (без нейлонового рукава также нужно время от времени смазывать. Лучше всего их при этом снимать. Смазка наносится на внешний трос. Можно, правда, поступить проще — капнуть несколько капель масла между внутренним тросом и корпусом в том месте, где внутренний трос входит в него.
°°°

Замена троса на механизме переключения передач
Когда трос деформирован или его внешняя часть потрескалась, когда внутренний трос имеет следы коррозии или начинает разматываться, его необходимо менять. Если манетки на вашем велосипеде находятся под рулем, трос должен соответствовать им по размеру, поскольку две разные фирмы, SunTour и Shimano, используют разные ниппели.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 5 мм
• гаечный ключ 8 мм
• любой режущий инструмент для троса (лучше специальный)
• отвертка
• надфиль
Процедура съёма:
1. Отсоедините трос от механизма переключения передач, открутив зажимную гайку или болт с ушком, удерживающие трос в механизме переключения передач.
2. Установите манетку на самую высокую передачу.
3. Если переключатель на вашем велосипеде находится под рулем, открывайте механизм только до того момента, когда покажется трос и ниппель.
4. Вытолкните трос из манетки.
5. Вытяните трос, ухватите внешний трос, следите, чтобы не растерялись мелкие детали — кольца и/или муфты.
Процедура установки:
1. Смажьте трос, если вы устанавливаете новый трос вместо старого, подточите его кончик надфилем.
2. Пропустите трос через манетку, установите ниппель в углублении. Если на обоих концах троса имеются ниппели, отрежьте тот, который вам не понадобится.
3. Пропустите внутренний трос через направляющие и фиксаторы на раме, через корпус, затем направьте в зажимы механизма переключения передач. Трос натягивайте осторожно, постепенно добиваясь нужного натяжения.
4. Установив нужную длину троса и отрегулировав его натяжение, загните кончик троса или запаяйте его — так он не распушится.
°°°


* * *
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОГЛАВЛЕНИЕ

✔ЧИТАТЬ ✔TO READ
✔ КОВБОЙСКАЯ ИСТОРИЯ ✔ ЛЕВ И БЫК ✔ ПОДУШКА для СОЛНЫШКА ✔ Кувшин с золотом ✔ КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ ✔ ДИНО УХОДИТ ИЗ ДОМА ✔ ГАНЗЕЛЬ и ГРЕТТА ✔ Одинокий ослик ✔ Маленький сахарный дом ✔ ИГРА В ЗАПЛАТКИ ✔ ПРО БЕДНЯКА МОМЭТА И БОГАТОГО БАРИНА ✔ МАРГО ✔ История крейсера "АВРОРА" ✔ ЗАЯЦ-ЛЕСНИК ЗАГАДКА ПОЛЯРНОГО РУЧЬЯ ✔ Как лягушонок искал папу