Справочник по ремонту велосипедов * глава 6

Трансмиссия
Трансмиссия велосипеда включает в себя детали, передающие на заднее колесо силу, прилагаемую велосипедистом для вращения педалей. Сюда входит каретка, шатуны и цепные колеса, педали, цепь и механизм свободного хода со звездочками. Механизм переключения передач, которые многие считают также частью трансмиссии, мы детально рассмотрим в главе 7.
°°°

Шатуны
В настоящее время практически все велосипеды оборудуются бесшовными алюминиевыми шатунами. Выпускаются, конечно, модели с составными шатунами, но очень редко. Бесшовные шатуны монтируются на квадратные конусообразные валы и фиксируются болтами или гайками (в зависимости от модели вала). Поскольку крепление болтами объективно лучше крепления гайками, советую вам при покупке велосипеда обращать на эту деталь особое внимание — дело в том, что в этом случае заменять каретку гораздо легче.
Гайка или болт, крепящие шатуны, закрыты пылезащитными колпачками для предохранения находящейся внутри резьбы. Резьба позволяет легко снимать шатуны для ремонта или замены. Снимаются шатуны специальным съемником. Правый шатун имеет фиксирующее кольцо (или деталь, называемую «пауком»), к которому болтами крепятся цепные кольца.
Съемник состоит из двух совмещаемых деталей: ключа для болтов и собственно съемника. Болты используются разные — 14-миллиметровые на дешевых моделях велосипедов, 15-миллиметровые на более качественных и 16-миллиметровые на очень хороших велосипедах, к примеру, моделях ТА и Stronglight. Съемник вставляется в резьбовое отверстие крепежного болта и вкручивается в него, после чего шатун снимается с вала. Владельцам велосипедов, где крепежные болты имеют размер в 22 мм, я советую приобрести съемник фирмы Campagnolo, оборудованный раздельными ключами с длинными ручками.
На моделях ТА и Stronglight шатуны крепятся болтами размером в 23 мм, что требует особого инструмента для их съема.
На некоторых велосипедах Campagnolo и на старых моделях Shimano шатуны крепятся не болтами, а с помощью особой системы, требующей одного ключа. В этом случае шатуны снимаются ключом-шестигранником (6-миллиметровым для моделей Shimano и 7-миллиметровым для моделей Campagnolo). Здесь шатун просто откручивается и снимается. Предупреждаю вас — каким бы методом вы ни пользовались, не пытайтесь снять с шатуна вставку. Если она ослабнет, снимите ее, прочистите резьбу и вставьте обратно, смазав отверстие анаэробным адгезивом-уплотнителем, например марки Loctite blue.
Поскольку мягкий алюминий имеет тенденцию деформироваться, шатуны на новом велосипеде необходимо подкручивать каждые 40 км в течение первых 200 км пробега. Поэтому вам необходимо всегда иметь с собой ключ для болтов, на которых крепятся шатуны. Кроме того, при повреждении шатунов и при регулировке (или ремонте) каретки шатуны необходимо снимать.
При падении с велосипеда шатун может согнуться. Прежде чем выбрасывать его, обратитесь в мастерскую — шатуны можно восстановить. Тех, кто подумывает о восстановлении шатунов своими силами, я должен предупредить — оборудование для этого вида работ стоит очень дорого, так что разумнее либо купить новый шатун, либо обратиться к механику.
°°°

Замена бесшовного шатуна
Заменять шатун необходимо в нескольких случаях — когда он деформирован, когда вы меняете весь блок с большой звездочкой или когда вы собираетесь осмотреть/отремонтировать каретку и проверить ее работу.
Инструмент и принадлежности:
• ключи-шестигранники размером 4—7 мм
• разводной ключ
• съемник для шатуна
• ветошь
• смазка
Процедура снятия шатуна:
1. Снимите пылезащитный колпачок, что можно сделать монетой, ключом-шестигранником или разводным ключом (на некоторых современных моделях велосипедов установлены болты-шестигранники, с проходной изолирующей втулкой, без пылезащитного колпачка, требующие шестигранного ключа).
2. Удерживая шатун, открутите болт или гайку ключом от съемника.
3. Снимите шайбу, установленную под болтом или гайкой. Помните, что если вы ее не снимете, то не снимете шатун, а деформируете его.
4. Убедитесь, что внутренняя часть съемника максимально вкручена.
5. Смажьте резьбу съёмника, затем вкрутите её в резьбовое углубление в шатуне, как минимум на три полных оборота, предпочтительно еще глубже.
6. Удерживая рукой шатун, поверните рукоятку съёмника (или ключ, который установлен на некоторых моделях съемника) и снимите шатун с вала.
7. Освободите вал.
Процедура установки:
1. Почистите вал и отверстие шатуна, после чего смажьте их.
2. Оденьте шатун на вал; убедитесь, что оба шатуна стоят ровно, под углом в 180° друг к другу. Крепящийся шатун должен находиться справа.
3. Установите шайбу.
4. Установите болт или гайку, плотно закрутите их; затем установите пылезащитный колпачок.
5. Подтягивайте соединение каждые 40 км пробега.
Шатуны, снимаемые одним ключом
Некоторые блоки шатунов оборудованы системами демонтажа, открутить которые можно одним шестигранником, без использования специального съемника. На них шатуны крепятся шестигранными болтами с утопленными головками, а вместо пылезащитного колпачка используется более надежная вкручиваемая вставка с левосторонней резьбой, которая устанавливается специальным ключом и удерживается на месте особым адгезивом. Когда болт, который откручивается через специальное отверстие во вставке, ослабляется, его головка упирается во вставку, и за счет прилагаемой им силы шатун выталкивается с вала.
Установка шатуна также не вызывает сложностей. Оденьте шатун на ось, совместите нарезку болта с нарезным отверстием на оси, после чего затягивайте болт. Если вставка не закручивается или сидит неплотно, снимите ее, прочистите резьбу и намажьте ее анаэробным адгезивом. Будьте внимательны — если вы потеряете вставку, то не снимете шатун.
°°°

Составные шатуны
Крепление составного шатуна показано на рисунке. Такие шатуны ставятся на некоторых велосипедах, а раньше ставились на велосипеды высшего класса. Если шатун разболтался, подтяните гайку. Если шатун не крепится или вы собрались менять его, снимите гайку и, уперев шатун в твердый предмет, выбейте шплинт. Если вы собрались менять шплинт, то при покупке обязательно имейте при себе для сравнения старый — шплинты отличаются по размерам.
Инструмент и принадлежности:
• ключ, совпадающий по размерам с гайкой
• молоток
• твердый предмет для упора шатуна
Процедура съема:
1. Открутите гайку так, чтобы шплинт находился внутри гайки на расстоянии примерно в 1,5 мм от ее верха (два полных оборота).
2. Уперев шатун в твердый предмет, вбейте гайку так, чтобы она касалась шатуна.
3. Полностью открутите гайку, выбейте шплинт, снимите шатун.
Процедура установки:
1. Оденьте шатун на вал. Следите за тем, чтобы отверстие в валу было соосно с резьбой на валу. Вал с цепным колесом или креплением цепного колеса должен находиться на правой стороне (там, где цепь) велосипеда.
2. Установите шплинт на вал (через большое отверстие, которое легко определить на глаз или просто путем проверки самим шплинтом). Плоскую сторону шплинта следует выровнять относительно резьбы на валу.
3. Уперев шатун в твердый предмет, вбейте шплинт так, чтобы его резьбовой части оказалось достаточно для установки на ней шайбы и гайки, после чего крепко затяните гайку. Снова вбейте и еще раз подтяните гайку.
Примечание
Если шплинт деформирован или его резьба стерлась настолько, что гайка не закручивается, его следует заменить шплинтом того же диаметра (помните, что на шатунах используются шплинты разного размера). Если купить новый шплинт по каким-либо причинам невозможно, можете навернуть контргайку — в таком положении шатун прослужит некоторое время. Если шплинт деформирован не очень сильно, его можно оставить, спилив его выступающую плоскую часть. Подтягивайте гайку каждые 40 км пробега. Если шатун по каким-либо причинам приходится менять, покупайте новый с таким же диаметром отверстия для вала и с такой же резьбой для педали, как и на старом (см. инструкцию по замене педалей в данной главе).
°°°

Каретка
Каретка — самая главная часть трансмиссии. Она состоит из вала или оси, на которые крепятся шатуны, и подшипников, позволяющих им свободно вращаться. Обычная каретка имеет регулируемые подшипники (тогда как подшипники каретки, имеющие уплотнения, обычно не регулируются). Правда, на некоторых моделях велосипедов регулировать по крайней мере их вертикальную установку и соответственно линию хода цепи можно.
Если картридж каретки начинает либо разбалтываться, либо, наоборот, работать с трудом, это означает, что картридж каретки следует менять. В этом случае вам следует обратиться в мастерскую, так как каретку, за исключением некоторых моделей велосипедов, снять очень сложно.
°°°

Регулировка каретки
Этот вид ремонта следует проводить, только если у вас установлена обычная каретка и если подшипники либо сильно разболтались, либо вращаются с большим трудом.
Инструмент и принадлежности:
• специальные ключи для ремонта каретки(для снятия стопорного кольца и крышек подшипников)
Процедура:
1. Если на вашем велосипеде установлена каретка с регулируемой чашкой с плоскими боками, позволяющими использовать ключ — снимите левый шатун.
2. Ослабьте на левой стороне стопорное кольцо, отвернув его на половину оборота.
3. Ослабьте регулируемую чашку подшипника, повернув ее на четверть оборота против часовой стрелки (если подшипник ходит слишком туго) или поверните по часовой стрелке (если подшипник разболтался).
4. Удерживая чашку подшипника, затяните стопорное кольцо, после чего при необходимости повторите процедуру до полной регулировки.
Примечание
□ Каретка ослабляется, это сразу определяется во время вращения педалей — они начинают смещаться в стороны.
□ Если каретка работает туго, это определяется только после снятия педалей.
□ Вам не придется снимать левый шатун, если у вас есть крючковый гаечный ключ со штифтом, которым можно снять регулируемую чашку или установить его между неподвижной чашкой и шатуном.
°°°

Осмотр и ремонт каретки
Данное описание относится только к кареткам обычного типа. Картриджи кареток отличаются не только от обычных кареток, но и между собой, и требуют специального инструмента. В случае плохой их работы обращайтесь в мастерскую.
Инструмент и принадлежности:
• ключ для болтов, крепящих шатун
• съемник шатуна
• инструмент для работы с кареткой
• ветошь
• растворитель
• подшипниковое масло
Процедура съема:
1. Снимите левый и правый шатуны.
2. Ослабьте и снимите стопорное кольцо на левой стороне.
3. Ослабьте и снимите регулируемую чашку подшипника крючковым гаечным ключом со штифтом (или на более старых моделях обычным рожковым ключом), подцепив держатель с подшипниковыми шариками.
4. Подцепив крючком держатель с подшипниковыми шариками с другой стороны, вытяните вал.
Процедура осмотра и ремонта:
1. Протрите и проверьте все части и поверхности на износ, деформацию и наличие ржавчины.
2. Если заметите деформацию или износ, проверьте состояние закрепленной на велосипеде подшипниковой чашки (она расположена с правой стороны). Обычно закрепленная чашка имеет левостороннюю резьбу, чашка с правосторонней резьбой устанавливается только на очень дорогих французских и итальянских велосипедах.
3. Замените все детали, где заметите ржавчину, повреждение или износ. Если у вас их нет, приобретите в магазине, но покупайте только имея на руках старые детали (для сравнения).
Процедура установки:
1. Набейте чистые чашки подшипника подшипниковым маслом.
2. Если вы снимали неподвижную чашку подшипника, установите ее, закручивая против часовой стрелки.
3. Втолкните держатели подшипниковых шариков в смазанные чашки, убедитесь в том, что чашек касаются только шарики, а не держатель.
4. Сначала вставьте вал с левой стороны длинным концом (он должен быть направлен в сторону цепного колеса). Если вал симметричный, каким концом вы его вставляете — не имеет значения.
5. Установите регулируемую подшипниковую чашку с держателем подшипниковых шариков.
6. Установите фиксатор.
7. Отрегулируйте подшипник согласно вышеприведенному описанию — он должен вращаться легко не отклоняться в сторону при вращении.
°°°

Вертикальная регулировка картриджа каретки
Отрегулировать подшипники в картридже каретки (убрать их люфт) невозможно, если только они, в отличие от подшипников, установленных на других типах кареток, не имеют резьбы. В этом случае их отчасти можно настроить, а именно — выправить их вертикальное положение относительно центральной линии велосипеда. Одновременно можно и выправить линию цепи (отрегулировать цепное колесо и зубья звездочки, о чем будет сказано ниже). Для этого вам потребуются специальные ключи, отдельные для каждого узла и уплотнительного (стопорного) кольца. Прежде всего ослабьте одно уплотнительное кольцо и затяните другое так, чтобы подшипниковый блок можно было сместить в одну из сторон до нужного положения.
°°°

Каретка с монолитным шатуном
Монолитные шатуны чаще всего устанавливаются на дешевых велосипедах. На рисунке показано, как следует вставлять чашки подшипника в кареточную трубу рамы. Сначала на кареточную трубу рамы устанавливаются чашки подшипника, затем к валу прикручиваются регулируемый конус, в результате чего образуется монолитный узел вместе с шатунами. Регулируется монолитный шатун следующим образом:
Инструмент и принадлежности:
• отвертка среднего размера
• ключ для стопорного кольца, установленного на левой стороне
Процедура регулировки:
1. Удерживая шатун, ослабьте стопорное кольцо на левой стороне, повернув его вправо (оно имеет левостороннюю резьбу).
2. Приподнимите уплотнительную шайбу и поверните расположенный под ней конус отверткой вправо (если вы хотите ослабить подшипник) или вправо (если вы хотите затянуть подшипник).
3. Удерживая конус на месте, поверните стопорное кольцо влево, затянув его.
°°°

Осмотр и ремонт каретки с монолитным шатуном
Инструмент и принадлежности:
• отвертка среднего размера
• ключ для стопорного кольца
• ключ для установки конуса на стороне цепи
• большая отвертка (для замены чашки)
• молоток (для замены чашки)
• деревянный брусок (для замены чашки)
• подшипниковое масло
• ветошь
Процедура съёма:
1. Снимите левостороннюю педаль (как это сделать, прочитайте в данной главе).
2. Открутите левую контргайку вправо (она имеет левостороннюю резьбу), снимите ее и уплотнительную шайбу.
3. Открутите регулируемый (левосторонний) конус, снимите его и держатель подшипника.
4. Снимите цепь с цепного колеса и толкните блок монолитного Z-образного шатуна вправо, в сторону где расположена велосипедная цепь.
5. Снимите держатель правого подшипника.
6. Вставьте все детали, заменив все деформированные и имеющие пятна ржавчины.
Примечание
Правосторонний конус можно снять, просто открутив его, причем одновременно ослабится цепное колесо. Чашки подшипника можно снять, выбив их молотком и подцепив крупной отверткой. Установку проводите по рисунку; чашки должны стоять плотно, на своем месте.
Процедура сборки:
1. Тщательно очистив детали, начинайте сборку. Набейте в обе чашки подшипникового масла, затем прикрутите зафиксированный конус над цепным колесом к блоку правого шатуна.
2. Установите держатель подшипниковых шариков в правую чашку, после чего вставьте блок шатуна с правой стороны.
3. Установите левый держатель подшипниковых шариков в смазанную левую чашку; закрутите регулируемый конус (он имеет левостороннюю резьбу), после чего накрутите ключом уплотнительную шайбу и контргайку. Проверьте работу узла  вращение должно быть равномерным, без люфта.
4. Установите педаль и цепь.
°°°

Каретка Томпсона
Такая каретка устанавливается на простых моделях велосипедов, выпускаемых в Северной Европе, чаще в Германии и реже в Великобритании. На американских велосипедах такая каретка не устанавливается. На рисунке показана сборка каретки Томпсона. Разбирать ее нужно с левой стороны. Контргайка имеет левостороннюю резьбу, и перед регулировкой ее нужно ослабить (повернув вправо).
Регулировка, а также съём и установка регулируемого конуса начинается с того, что снимается (или одевается, в зависимости от операции) пылезащитный колпачок, имеющий зубцы для зацепления с пазами в регулируемом конусе. Вся процедура очень проста. Чашки подшипника в каретке Томпсона запрессованы в кареточную трубу рамы, поэтому снимать их нужно точно так же, как при съеме и установке монолитных шатунов.
°°°

Техническое обслуживание и ремонт цепного колеса
На велосипедах, оборудованных механизмом переключения передач, цепное колесо устанавливается на правом шатуне несколькими способами в зависимости от модели велосипеда. Раз в месяц проверяйте прочность установки цепных колес и при необходимости закручивайте болты, которыми они крепятся друг к другу и к шатуну.
Большинство цепных колес крепятся 5-миллиметровыми шестигранными болтами с утопленными головками, хотя на некоторых видах с од-ной стороны могут стоять гайки со шлицем, закручивать и откручивать которые следует отверткой или специальным крючковым ключом.
Если цепные колеса начинают крутиться с трудом или «бить», то есть смещаться при вращении, это означает, что они износились. Иногда у них начинают трескаться зубцы. В таких случаях цепные колеса следует немедленно менять.
Если на колесе погнулись некоторые зубцы, менять его не нужно — зубцы легко выправляются. В случае, когда погнулось все колесо, его также можно не менять — вы его легко выправите на клиновидном деревянном бруске.
°°°

Замена цепного колеса
Цепные колеса нужно менять в тех случаях, когда их невозможно восстановить или когда вы хотите перейти на другую систему скоростей. Прежде всего снимите шатуны, затем открутите шестигранные болты. Помните, что устанавливать цепные колеса нужно той же стороной, как они стоят. На некоторых цепных колесах, к примеру Shimano Superglide и на давно сошедших с производства колесах Bio-Расе есть маркер, который следует совместить с рукояткой шатуна.
°°°

Педали
Правая педаль прикручивается к шатуну деталью с правосторонней резьбой, левая педаль прикручивается деталью с левосторонней резьбой. Обычно на них стоит маркировка, R (правая) и L (левая). Если маркировки нет, и вы находитесь в сомнении, то проверьте сторону установки педали на шатун по резьбе.
Техническое обслуживание педалей сводится только к их внешней проверке и при необходимости регулировке. Сильно изношенная педаль легко заменяется. Некоторые велосипедисты любят устанавливать на педали фиксаторы для мысков ноги, но наиболее популярны все-таки педали без таких фиксаторов.
°°°

Замена педалей
Педали снимать нужно не только в случае их поломки, но также при транспортировке велосипеда. Нижеприведенная инструкция касается всех педалей, как оборудованных, так и не оборудованных фиксаторами для мысков.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник или специальный ключ для съёма педалей
• смазка, предотвращающая слипание деталей
Процедура съёма:
1. Зажмите шатун (если у вас есть стойки, установите на них велосипед), сильно надавив ногой на одну из педалей. Захватите вал педали ключом, открутите (против часовой стрелки) правую педаль или (по часовой стрелке) левую педаль. Сняв одну педаль, снова зажмите шатун и снимайте другую педаль.
2. Открутите соединение педали с шатуном. Если педаль имеет шестигранное углубление на конце нарезной втулки (доступ для нее есть с другой стороны вала), можете использовать ключ-шестигранник. Правда, если педаль прикручена слишком туго, ключ-шестигранник, не имеющий рычага нужной длины, будет бесполезен.
Процедура установки:
1. Очистите резьбовое отверстие в шатуне, нанесите простую смазку или специальную, предотвращающую слипание деталей на обе соединяемые резьбовые части.
2. Совместите резьбовые части и осторожно вкрутите педаль рукой. Правую педаль вкручивайте по часовой стрелке, левую — против часовой стрелки.
Примечание
1. Если вы часто снимаете педаль, положите шайбу толщиной в 1—2 мм между втулкой педали и шатуном, предварительно смазав ее.
2. Если отверстие для педали в шатуне сточится, его можно просверлить и установить в нем пружинную вставку.
°°°

Регулировка подшипников педалей
Данная инструкция касается только педалей с регулируемыми подшипниками. Педали патронного типа имеют уплотненные подшипники патронного типа, которые невозможно регулировать, когда они изнашиваются или деформируются, начинают болтаться или плохо вращаются, их следует менять в мастерской.
Инструмент и принадлежности:
• торцовые ключи 8-10 мм
• маленькая отвертка
• инструмент для съёма пылезащитного колпачка, длинные, тонкие пассатижи или ключи-шестигранники 5-6 мм
• смазка
• ветошь
Процедура:
1. Снимите пылезащитный колпачок.
2. Открутите контргайку на 1 оборот.
3. Ослабьте шайбу, приподняв её кончиком пассатижей.
4. Отвёрткой поверните конус вправо (по часовой стрелке) и затяните подшипник, или влево (против часовой стрелки), ослабив подшипник.
5. Удерживая конус отвёрткой (следите за тем, чтобы он не проворачивался), затяните контргайку. Если подшипники сухие, смажьте их.
6. Проверьте и при необходимости снова отрегулируйте. Подшипники должны вращаться легко, без отклонений в стороны.
7. Установите пылезащитный колпачок.
°°°

Осмотр и ремонт педалей
Этот вид работы возможен только в том случае, если педаль регулируемая, и если ремонт не оказывает отрицательного влияния на ее работу. Самой часто встречающейся проблемой педали является деформация (изгиб) вала. В идеале педаль следует заменить, но если в магазинах нет педалей вашей модели, ее следует отремонтировать.
Если педали на вашем велосипеде оборудованы подшипниками патронного типа, то для их смазки или замены вам следует снять обойму подшипников специальным съемником, промазать их и снова вставить. Если вы испытываете трудности при установке подшипников, обратитесь в мастерскую.
Инструмент и принадлежности:
• инструмент для съёма пылезащитного колпачка
• торцовые ключи размером 8-10 мм
• маленькая отвертка
• смазка
• ветошь
Процедура съёма:
1. Снимите пылезащитный колпачок, предпочтительно пользоваться специальным инструментом.
2. Ослабьте контргайку и снимите её.
3. Приподнимите кончиком отвертки шайбу, ослабьте и снимите её.
4. Отвёрткой поверните конус влево (против часовой стрелки), ослабьте и снимите его. Старайтесь, чтобы подшипниковые шарики не растерялись  для этого постелите под снимаемую педаль ветошь.
5. Снимите кожух педали с вала, стараясь не рассыпать подшипниковые шарики. Сосчитайте их и положите в коробку  шарики очень маленькие, потерять их очень легко.
Процедура осмотра и ремонта:
1. Прочистите и осмотрите все поверхности подшипника и оси педали.
2. Замените изношенные, деформированные и поржавевшие части. Если вал погнут, его также замените. Если у вас нет запасных деталей, замените всю педаль.
3. Если вы решили заменить отдельные часть и отправились покупать их, не забудьте взять с собой старую педаль, чтобы не ошибиться в размерах.
Процедура сборки:
1. Набейте обе подшипниковых чашки маслом, втолкните в них шарики. Вставьте на один шарик меньше максимального количества.
2. Оденьте корпус педали на вал увеличенной стороной (стороной, где нет резьбы для уплотнительного колпачка) к шатуну.
3. Убедитесь в том, что вы не растеряли шарики, установите регулируемый конус.
4. Установите уплотнительную шайбу стороной для захвата ключом на вал педали.
5. Удерживая конус (предотвращайте его вращение), установите и закрутите контргайку.
6. Отрегулируйте подшипник согласно вышеприведенной инструкции.
7. Установите пылезащитный колпачок.
°°°

Педали без фиксаторов
В последнее время такие педали сделались необыкновенно популярны. Теперь они ставятся и на обычные дорожные, и на горные велосипеда. Оборудуются они только подшипниками патронного типа. Они требуют минимального ухода  чистки мягкой щёткой и промывки. Менять педали без фиксаторов нужно по той же процедуре, что и обычные педали. Для того чтобы смазывать или менять на них подшипники, необходимо сначала снять обойму подшипника специальным инструментом той же фирмы, которая сделала сам велосипед, набить подшипники маслом и снова установить их.
°°°

Цепь
На всех велосипедах, оборудованных механизмом переключения передач  независимо от того, для поездок по каким дорогам они предназначены,  устанавливается узкая цепь размером в 3/2 х 1/2 дюйма, не имеющая специального соединяющего звена с зажимной скобой, которую называют также «основным звеном цепи». Правда, с недавнего времени производители велосипедов начали использовать с узкими звёздочками и цепными колёсами, предназначенными для более узких цепей. Срок службы цепи, если вы катаетесь по бездорожью, ограничен полугодом, и даже меньшим сроком, если вы катаетесь в любую погоду, да ещё по грязи и песку.
Уход за цепью (чистка и смазка) рассматривался ранее, в части «Профилактическое обслуживание» главы 3. Уход за цепью определяется условиями, в которых вы ездите. Эпизодически снимайте цепь и промывайте её в воде с 5-10%-ным содержанием моторного масла, после чего тщательно смазывайте. В следующей части мы рассмотрим процедуру съёма и установки цепи.
Если цепь разболталась,  такое случается после сильного падения,  это скорее всего означает, что цепь погнулась или механизм переключения передач сместился. Проверьте их, и если цепь деформирована, смените её.
Покупая цепь для своего велосипеда  если сзади на нём стоит семь или восемь звёздочек,  убедитесь, что она имеет нужную ширину. Механизм свободного хода Shimano Hyperglide и механизм свободного хода Superglide работают отлично не только со специальной цепью Hyperglide, но и с узкими цепями производства других фирм.
°°°

Замена цепи
Цепь снимается в двух случаях  когда вы хотите промыть её или установить вместо неё новую. Кроме того, осмотр и ремонт некоторых механизмов переключения передач также требует съёма цепи. Особого ухода требует цепь Shimano Hypeiglide, созданная специально для работы со звездочками и цепным колесом (оборудованных особыми зубцами). Об этом я расскажу в примечаниях к данной части.
Инструмент и принадлежности:
• съёмник цепной шпильки
• ветошь
Процедура съёма:
1. Приподнимите заднее колесо и прокрутите педали, затем переключите скорость так, чтобы цепь установилась и спереди, и сзади на самых маленьких звездочках.
2. Установите съёмник на одной из шпилек между звеньями, плотно прижмите штамп к шпилька. Отведите назад ручку съёмника, установите цепь в паз, максимально отстоящий от ручки.
3. Поверните ручку на 6 оборотов, выдавите с противоположной стороны шпильку.
4. Поверните ручку, снимите инструмент с цепи.
5. Снимите цепь в точке съёма шпильки. Если цепь не снимается, повторите процедуру до разъединения цепи. Старайтесь, чтобы шпилька не вышла из цепи полностью, если это произошло, установите её, но так, чтобы она не мешала разъединению цепи.
Процедура установки:
1. Убедитесь, что механизм переключения передач установлен так, чтобы цепь попала на самое маленькое цепное колесо спереди и на самую маленькую звездочку сзади.
2. Оденьте цепь на цепное колесо и механизм переключения передач, пропустите её через передний механизм переключения передач.
3. Установите цепь. На заднем механизме переключения передач она будет слегка натянута.
4. Если цепь длинная, снимите одно звено, соедините его (внутреннюю и внешнюю части) и сохраните на случай будущего ремонта.
5. Установите съёмник с той стороны, где шпилька выдается вперёд, втолкните её так, чтобы она выдавалась ровно по сторонам.
6. Слегка потяните цепь вправо и влево, чтобы ослабить её. Если цепь сильно натянута, установите съёмник шпилек в любой точке цепи и надавите на шпильку. Повторяйте процедуру, пока звенья цепи не ослабнут.
Общие замечания:
Если вдруг из цепи на вашем велосипеде вылетела шпилька, снимите два звена и установите вместо них новые, такие же по размеру и типу.
Примечания к установке цепи Hyperglide
На цепи Shimano Hyperglide установлено одно звено черного цвета, заметно больше остальных. Но именно здесь разъединять цепь не следует. Снимается цепь в любом другом месте, где после установки цепи ставится специальная, черного цвета шпилька. После установки конец шпильки удаляется пассатижами, спиливается, и только после этого проверяется вращение цепи и работа системы переключения передач.
Примечания к установке главного звена:
При замене более широкой цепи, которая устанавливается на велосипедах, не оборудованных механизмом переключения передач, убедитесь, что шпилька в главном звене, соединяющем цепь, установлена в правильном направлении (закрытым концом вперед). Пружинную шпильку следует приподнять отвёрткой, отжать и вытянуть. Отрегулируйте цепь так, чтобы её можно было приподнять или опустить рукой не больше чем на 2. При необходимости сместите цепное колесо вперёд или назад.
°°°

Линия вращения цепи
В идеальном варианте цепь должна вращаться по линии, проходящей по центральной оси рамы и колёс велосипеда. Применительно к велосипедам, оборудованным механизмом переключения передач, это означает, что центральная точка механизма свободного хода должна быть соосна с центром блока механизма свободного хода. На велосипедах, где механизма переключения передач нет, цепное колесо должно быть соосно со звездочкой.
Добиться этого на велосипедах с механизмом переключения передач можно регулировкой чашки каретки, смещением её вправо или влево. На велосипедах без механизма переключения передач соосности добиваются установкой звездочки нужной формы.
Иногда параллельность линий вращения цепи регулируется выправлением рамы (если, конечно, проблема заключается именно в её форме).
°°°

Механизм свободного хода
Многие производители велосипедов ставят в блок механизма свободного хода шесть или семь звёздочек. Весь блок в этом случае прикручивается к втулке заднего колеса. В последнее время, правда, все большую популярность завоёвывают кассетные втулки Shimano Freehub. На этих втулках механизм свободного хода интегрирован в кассету, которая крепится на втулке заднего колеса большим шестигранным болтом с утопленной головкой, звездочки же устанавливаются на пазы и крепятся кольцом с резьбой или самой маленькой звездочкой, также имеющей резьбу. Мне не хотелось бы подробно останавливаться на внутренней части механизма свободного хода. Скажу одно  если механизм свободного хода не вращается, купите и установите новое. То же касается и кассетной втулки. Детально об этих узлах мы поговорим ниже.
°°°

Смазка блока механизма свободного хода
Если механизм свободного хода, ещё не очень старый, начинает вращаться с трудом, его нужно смазать. Меняется механизм свободного хода, как правило, раз в год. Снимая кассетный механизм свободного хода, сначала снимите его ось, затем подшипники (начиная с правого), после чего через специальный жиклер или отверстие в корпусе кассеты введите в него смазку.
Инструмент и принадлежности:
• масло марки SAE 40 или более вязкое
• старый таз или иной контейнер
• щётка
• ветошь
Процедура:
1. Прежде чем смазывать, почистите звездочки, пространство между ними и видимые концы блока механизма свободного хода. Предпочтительно снять его с велосипеда. Чистить рекомендуется ветошью или грубой щеткой.
2. Если на блоке механизма свободного хода имеется отверстие для ввода масла, смазывайте через него до тех пор, пока масло не покажется с противоположной стороны.
3. Если на блоке механизма свободного хода отверстия для ввода масла нет, положите его блоком вверх на контейнер, в который будет стекать избыточное масло. Поверните втулку относительно колеса и вводите масло в образовавшийся зазор между подвижными и неподвижными частями блока механизма свободного хода до тех пор, пока оно не потечет с противоположной стороны.
4. Подождите, пока избыточное масло полностью не стечет.
°°°

Замена прикрученного блока механизма свободного хода
Сняв с велосипеда колесо, вы сразу сможете отличить блок механизма свободного хода от кассеты механизма свободного хода по внутренним шплинтам или пазам, на которые вставляется съёмник.
Инструмент и принадлежности:
• съёмник механизма свободного хода
• гаечный ключ или тиски
• разводной ключ 10 мм
• смазка
Слева: Съём обычного, прикрученного механизма свободного хода разводным ключом.
Процедура съёма:
1. Снимите с велосипеда заднее колесо.
2. Снимите с правой стороны оси быстросъемный механизм или гайку с шайбой.
3. Установите съемник на блоке механизма свободного хода так, чтобы его ребра или зубцы полностью совпадали с пазами в корпусе механизма свободного хода.
4. Установите быстросъемный механизм или гайку с шайбой на правой стороне оси, оставив примерно 2 мм расстояния.
5. Если у вас есть тиски, зажмите в них съёмник так, чтобы съемник с механизмом свободного хода находился наверху. Если тисков у вас нет, поставьте велосипед к стене, возьмите ключ, поместите его на плоские стороны съёмника, крепко прижмите шину к полу, а велосипед к стене. Работайте осторожно, так как съёмники марки Sun Tour имеют очень хрупкие зубья.
6. Поверните ключ против часовой стрелки и ослабьте резьбовое соединение между втулкой и механизмом свободного хода  с силой крутите либо сам механизм свободного хода относительно тисков, либо поворачивайте ключ по одному обороту относительно колеса велосипеда. Действуйте до тех пор, пока не исчезнет зазор между съёмником и гайкой.
Процедура установки:
1. Очистите резьбовые поверхности блока механизма свободного хода (внутри) и втулку (снаружи) для предотвращения коррозии и для облегчения снятия механизма свободного хода в будущем, нанесите на них масло.
2. Одевайте колесо горизонтально, так, чтобы резьба была вверху.
3. Осторожно прикрутите блок механизма свободного хода рукой, следите за тем, чтобы он шел ровно, не срывая резьбы, затем подтяните инструментом.
4. Установите колесо либо несколько раз, либо проверните педаль, либо прокатитесь на велосипеде  за счет движущей силы механизма свободного хода прикрутиться сильнее.
°°°

Замена кассетного механизма свободного хода
Если на механизме свободного хода нет ни пазов, ни шлиц, на которые можно установить съёмник, это означает, что оно, скорее всего, кассетного типа. В данном случае оно крепится внутри втулки болтом-шестигранником с утопленной головкой.
Инструмент и принадлежности:
• шестигранный ключ 9 или 10 мм
Кассетный механизм свободного хода крепится на специальную втулку болтом с утопленной шестигранной головкой.
Процедура съёма:
1. Снимите левый подшипник втулки, затем снимите ось.
2. Крепко удерживая колесо велосипеда, открутите механизм свободного хода вместе со звездочками большим шестигранным ключом (9-мм ключ используется для колеса производства Sun-Tour и Campagnolo, 10-мм  для колеса Shimano).
Процедура установки:
1. Тщательно очистите и слегка смажьте резьбу кассеты механизма свободного хода и отверстие втулки.
2. Аккуратно вставьте кассету механизма свободного хода вместе со звездочками на втулку.
3. Закрутите механизм свободного хода большим шестигранным ключом.
Примечание
Если механизм свободного хода не крутится, то скорее всего вы не полностью закрутили внутри болт-шестигранник. В этом случае снимите правую гайку и конус, затем вытяните с левой стороны ось и затяните кассету механизма свободного хода большим шестигранным ключом (9 или 10 мм). Снова соберите узел.
°°°

Замена звёздочки на кассетном механизме свободного хода
На кассетных механизмах свободного хода звездочки закрепляются в пазах и фиксируются стопорным кольцом (Shimano) или накручивающейся самой маленькой звездочкой (Sun Tour и Campagnolo).
На звездочках Shimano Hyperglide, снимать которые очень легко благодаря точной регулировке зубцов особой формы, один из пазов шире, что позволяет правильно выравнивать их.
Кассетная втулка и механизм свободного хода.
Инструмент и принадлежности:
1. 2 съёмника для звездочек.
2. съёмник механизма свободного хода (для колеса Shimano Hyperglide, устанавливаемого на горных велосипедах).
3. разводной ключ.
Процедура съёма:
1. Снимите велосипедное колесо.
2. Положите его горизонтально, кассетным механизмом свободного хода вверх.
3. Если это модель Shimano Hyperglide, зажмите съёмником для звездочек самую большую звездочку и одновременно открутите съёмником механизм свободного хода стопорное кольцо. Механизм свободного хода других моделей можно снять двумя съёмниками для звездочек, просто повернув самую маленькую звездочки относительно самой большой.
4. Снимите звездочки и шайбы-распорки. Будьте внимательны  устанавливать их следует в такой же последовательности.
Процедура установки:
1. Установите звездочки и шайбы в той же последовательности, в какой вы их снимали.
2. Закрутите последнюю звездочку или кольцо с пазами, одновременно удерживая съёмником для звездочек одну из звездочек (если вы работаете с дорожным велосипедом).
3. Установите съемником механизм свободного хода стопорное кольцо (на моделях Shimano Hyperglide).
Примечания к модели Shimano XTR
На втулках кассетного механизма свободного хода этой модели, легких и очень прочных, более крупные звездочки устанавливаются на ступенчатом «пауке» и фиксируются тремя длинными болтами. Для того чтобы их заменить, необходимо съемником для механизма свободного хода открутить стопорное кольцо и сначала снять меньшие по размеру звездочки.
°°°

Замена звездочки на навинчивающемся блоке механизма свободного хода
На данном, обычного типа, блоке все или большинство звездочек накручиваются на механизм свободного хода. Процедура их замены аналогична применяемой при установке кассетного механизма с тем исключением, что вам потребуется два съемника для звездочек; первым вы захватите самую маленькую звездочку, а вторым — все остальные. Закончив сборку, установите цепь на самой маленькой звездочке и, наступив ногой на педаль, хорошенько ее затяните. При необходимости отрегулируйте положение механизма переключения передач.
°°°

Мелкий ремонт механизма свободного хода
Как только механизм свободного хода начинает разбалтываться, его следует снять и перебрать. Не обязательно сразу менять механизм, так как проблема с ним может быть незначительной, и устранить ее вы сможете даже сами. Прежде всего снимите с велосипеда заднее колесо, но механизм свободного хода оставьте на нем. Прочистите его, а также пространство между звездочками, а затем уже начинайте снимать его. В данном случае я говорю о механизме свободного хода обычного типа, где звездочки накручиваются, но то же самое относится и к кассетным механизмам. С ним сначала снимите ось колеса, открутив левые подшипники на оси.
Инструмент и принадлежности:
• специальный ключ для удаления шпонок или пробойник и молоток
• подшипниковое масло
• шнурок длиной 30—45 см
Процедура:
1. С помощью молотка и пробойника (или специального ключа) открутите деталь, показанную на рисунке данной страницы; фактически это конус подшипника механизма свободного хода, имеющий левостороннюю резьбу; откручивайте его в правую сторону.
2. Снимите установленную под конусом прокладку (их может быть несколько) — так вы уменьшите зазор между двумя обоймами подшипника и, скорее всего, сразу же устраните неисправность.
3. Установите конус подшипника механизма свободного хода, закрутив его влево и крепко затянув; после этого проверьте, плавно ли он вращается. При необходимости снимите еще одну прокладку или замените ее другой, потоньше.
Примечание
Если неисправность не устранена, продолжайте разбирать механизм. Определите, можете ли вы справиться с проблемой своими силами. Втолкните шарики подшипника в слой подшипниковой смазки.
°°°


* * *
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОГЛАВЛЕНИЕ

✔ЧИТАТЬ ✔TO READ
✔ КОВБОЙСКАЯ ИСТОРИЯ ✔ ЛЕВ И БЫК ✔ ПОДУШКА для СОЛНЫШКА ✔ Кувшин с золотом ✔ КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ ✔ ДИНО УХОДИТ ИЗ ДОМА ✔ ГАНЗЕЛЬ и ГРЕТТА ✔ Одинокий ослик ✔ Маленький сахарный дом ✔ ИГРА В ЗАПЛАТКИ ✔ ПРО БЕДНЯКА МОМЭТА И БОГАТОГО БАРИНА ✔ МАРГО ✔ История крейсера "АВРОРА" ✔ ЗАЯЦ-ЛЕСНИК ЗАГАДКА ПОЛЯРНОГО РУЧЬЯ ✔ Как лягушонок искал папу