Справочник по ремонту велосипедов * глава 4

Колёса
Велосипедное колесо состоит из втулки, обода, камеры, покрышки и спиц. Один конец спиц крепится к фланцу втулки, а другой — вкручивается в расположенную на ободе гайку для спицы. В данной главе мы рассмотрим собственно колесо, все работы с покрышкой будут освещены отдельно в главе 5.
Основной причиной поломок велосипеда, особенно если вы катаетесь по проселку и лесу, является колесо. В этой главе я покажу все виды работ, которые требуются для поддержания колес в рабочем состоянии.
Прежде всего вы научитесь быстро и правильно снимать колесо, что требуется либо для транспортировки велосипеда, либо для проведения ремонтных работ.
°°°

Замена колеса, снабженного быстросъемным механизмом
В последнее время широкое использование обрели втулки, оборудованные быстросъемным механизмом.
Инструмент и принадлежности:
• тряпка и коврик (для съема заднего колеса).
Виды операций:
1. Прежде чем начинать работу с задним колесом, переместите цепь на самую маленькую звездочку и на самое маленькое цепное колесо. Для этого поднимите колесо и поверните шатуны.
2. Если на колесо одета плоская шина, она легко пройдет через тормозные колодки.
3. Чтобы толстая шина прошла между тормозных колодок, ослабьте тормоза. На дорожных велосипедах тормоза ослабляются с помощью быстросъемного механизма. На горных велосипедах нужно нажать на тормозные рычаги, прижать тормозные колодки к ободу, после чего отцепить фиксатор быстросъемного механизма на тросе (на консольных тормозах или U-образных тормозах) или же снять кулачковый диск (на роликово-кулачковых тормозах). Если U-образные тормоза расположены под нижней задней вилкой, просто толкните колесо вперед, и, когда оно упрется во внутреннюю часть тормоза, тормозные колодки широко разойдутся.
4. Поверните рычаг быстросъемного механизма втулки, освобождая колесо.
5. Если вы работаете с задним колесом, возьмите тряпку, чтобы не испачкать руки, и оттяните назад задний переключатель и цепь. Теперь, когда тормозные колодки не мешают, снимайте колесо.
Процедура установки
1. Если вы работаете с задним колесом, прежде всего поставьте манетку в такое положение, чтобы самая маленькая звездочка вошла в сцепление с самым маленьким цепным колесом. Если вам требуется ввести в зацепление другое цепное колесо, вращайте шатуны вперед.
2. Для того чтобы шина прошла между тормозными колодками, ослабьте тормоза. Если они у вас еще не ослаблены, нажмите на тормозные рычаги и отцепите один из держателей быстросъемного механизма (на консольных тормозах или на U-образных тормозах) или открутите кулачковый диск.
3. Поверните рычаг быстросъемного механизма.
4. На заднем колесе оттяните назад задний переключатель и цепь.
5. Вставьте колесо, направляя его между тормозных колодок.
6. Поставьте колесо прямо между концами вилки, нижней задней вилкой и подседельным штырем.
7. Удерживая колесо в правильном положении, поверните рычаг, фиксируя соединение. Убедитесь, что колесо держится прочно.
8. Проверьте центровку колеса.
9. Затяните тормоза или вставьте быстросъемный механизм, после чего отрегулируйте тормоза.
°°°

Демонтаж и установка колеса, оборудованного втулкой с гайками
Фиксация с помощью осевых гаек используется на многих велосипедах. Ниже приводится инструкция по инстолированию и анализ такого колеса.
Инструмент и принадлежности
• гаечный ключ размером 13—15 мм
• тряпка
1. Если вы работаете с задним колесом, то прежде всего поднимите его и, поворачивая шатуны при помощи механизма переключения передач, поставьте самое маленькое цепное колесо на самую маленькую звездочку.
2. Для того чтобы колесо свободно прошло между тормозными колодками, ослабьте тормоза — прижмите колодки к ободу и отцепите один из держателей быстросъемного механизма (на консольных тормозах или на U-образных тормозах) или снимите кулачковый диск (на роликово-кулачковых тормозах). На горных велосипедах, где U-образные тормоза расположены под нижней задней вилкой цепи, толкните колесо вперед, и, когда оно упрется во внутреннюю часть тормозов, колодки разойдутся.
3. Ослабьте гайки на втулках, повернув их на 2—3 оборота.
4. На заднем колесе оттяните назад цепь и механизм переключения передач.
5. Снимите колесо.
Процедура установки:
1. Если вы работаете с задним колесом, то прежде всего поставьте рычажок (манетку) в такое положение, чтобы самое маленькое цепное колесо вошло в соединение с самой маленькой звездочкой.
2. Чтобы шина беспрепятственно вошла между тормозными колодками, ослабьте тормоза. Если они у вас еще не ослаблены, поверните рычаг быстросъемного механизма (на дорожных велосипедах) или, нажав на тормозные рычаги, отцепите держатели быстросъемного механизма (на консольных тормозах и на U-образных тормозах), либо открутите кулачковый диск (на роликово-кулачковых тормозах).
3. Вставьте прокладки (если их нет на гайках) между гайками и выступами стоек.
4. На заднем колесе оттяните назад механизм переключения передач и цепь.
5. Вставьте колесо, сцентрируйте его между верхней и нижней задними вилками.
6. Удерживая колесо в правильном положении, попеременно закрутите гайки на втулке рукой, затем, также попеременно, затяните их ключом.
7. Проверьте центровку колеса, поправьте его, если это необходимо.
8. Затяните тормоза или установите ниппель быстросъемного механизма, после чего отрегулируйте тормоза. Убедитесь, что при торможении тормозные колодки плотно, с одинаковой силой прилегают к боковым частям обода.
°°°

Втулка
Втулки следует регулярно проверять на вращение и на прочность крепления. Уход за ними включает в себя регулировку, смазку и при необходимости полную разборку втулки. Кассетные втулки требуют в обслуживании специального инструмента, некоторые из них регулируются.
Вы можете существенно продлить срок службы втулки, если будете ее регулярно осматривать, чистить, смазывать и, если нужно, полностью разбирать и заменять изношенные части. Замена втулки частенько влечет за собой замену всего колеса, что очень накладно. Кроме того, многие производители выпускают парные колеса. Так что сами судите, что легче — проверять работоспособность втулки или покупать два колеса.
°°°

Уход за подшипником втулки
Эти виды работ касаются всех втулок, как обычных, регулируемых, так и оборудованных кассетными подшипниками.
Процедура проверки
1. Для того чтобы проверить, как «ходит» колесо, нормально или рывками, просто приподнимите его и медленно покрутите. Оно должно сделать несколько полных оборотов, после чего остановиться. Более тяжелая часть колеса, там, где находится ниппель, должна быть внизу. Если колесо вращается плохо, рывками или с легким скрипом, это значит, что вам нужно осмотреть и отрегулировать (а возможно и смазать) подшипники.
2. Чтобы узнать, нет ли в подшипниках износа, одной рукой возьмитесь за колесо (ближе к тормозам), а другой — за втулку, и попробуйте подергать его в разных направлениях. Если колесо двигается, затяните , подшипники.
°°°

Регулировка подшипников на втулке
Если вышеописанная проверка показала, что колесо закреплено непрочно и что подшипники нуждаются в регулировке, вам придется немного потрудиться. Если непрочно закреплено заднее колесо, вам, скорее всего, понадобится снять механизм свободного хода, иначе до подшипника вы не доберетесь. После этого затяните контргайку на подшипнике, прижав его к основному конусу.
Инструмент и принадлежности:
• конусные ключи размером от 13 до 16 мм
• рожковые ключи размером от 13 до 16 мм
Процедура:
1. Снимите колесо или, если ось закреплена на гайках, ослабьте одну из них. Во втором случае колесо остается на месте.
2. Ослабьте одну из гаек, открутив ее на 1—2 оборота, одновременно удерживая на этой же стороне конус соответствующим конусным ключом.
3. Понемногу, по четверти оборота, затягивайте или ослабляйте конус до тех пор, пока немного не ослабите подшипник. Для того чтобы ослабить подшипник, удерживайте конус с противоположной стороны рожковым ключом. Для того чтобы затянуть — удерживайте с противоположной стороны контргайку.
4. Удерживая конус конусным ключом, затяните контргайку, которая слегка ослабит смещение подшипника.
5. Проверьте положение подшипника и при необходимости отрегулируйте его.
6. Установите колесо или, если вы его не снимали, затяните ослабленную гайку.
°°°

Смазка и разборка втулки
Один раз за сезон или при регулировке полностью смазывайте втулку так, как показано на рисунке.
Инструмент и принадлежности:
• конусные ключи размером 13—16 мм
• рожковые ключи размером 13—16 мм
• ветошь
• подшипниковое масло
Процедура демонтажа
1. Снимите колесо
2. Снимите быстросъемный механизм или осевые гайки и прокладки
3. Снимите с одной стороны втулки контргайку, удерживая конус на этой же стороне.
4. Снимите стопорную шайбу
5. Снимите конус, удерживая его с противоположной стороны. Не дайте шарикам подшипника раскатиться, пока вы снимаете конус.
6. Снимите ось (на другой стороне стопорная шайба и контргайка остаются) с кожуха втулки. Старайтесь не растерять шарики. Снимите пластмассовую шайбу (если она установлена) с кожуха втулки.
Процедура осмотра и ремонта
1. Прочистите и осмотрите все детали подшипника.
2. Замените шарики подшипника новыми, того же размера, замените все деформированные части. Деформированными считаются части поцарапанные, потерявшие изначальную форму, имеющие вмятины, царапины и пятна ржавчины.
Процедура сборки
1. Прежде всего прочистите чашки подшипников во втулках, после чего набейте их подшипниковым маслом, затем установите прокладки и пылезащитные уплотнения.
2. Втолкните шарики в масло, полностью заполнившее подшипник, оставьте дли них пространство, достаточное для свободного вращения.
3. Вставьте втулку, на одном конце которой установлена шайба и контргайка. Если вы работаете с задним колесом, убедитесь, что вы вставляете его так, как оно стояло изначально.
4. Прикрутите второй конус к свободному концу оси так, чтобы подшипник оставался слегка свободным.
5. Установите стопорную шайбу, накрутите ее на резьбу оси.
6. Прикрутите контргайку к конусу, затяните ее.
7. Проверьте и отрегулируйте ход подшипника согласно приведенным выше инструкциям. Он должен вращаться легко.
8. Установите колесо.
Примечания
1. Если вы снимаете конус, убедитесь, что при установке ось выдается в обе стороны на одинаковое расстояние — если с первого раза вам этого сделать не удалось, отрегулируйте расстояние контргайками.
2. Набитые маслом подшипники дополнительно смазывать маслом не нужно, поскольку масло может растопить внутреннюю смазку. Вместе с тем некоторые части втулки следует смазать из шприца. Это относится прежде всего к втулкам модели Grease-Guard производства фирмы SunTour для горных велосипедов. Другие втулки можно модифицировать с помощью установки на них деталей Grease-Guard и смазывать из шприца.
°°°

Обод и спицы
Эти детали следует рассматривать вместе, так как натяжение спиц определяется в основном правильной формой обода и отсутствием на нем деформированных частей. Спицы, соединяющие втулку с ободом, крепятся радиально, с двумя, тремя и четырьмя крестами соответственно. На переднем колесе, не передающем крутящий момент, спицы могут крепиться по любому из этих образцов. На заднем колесе спицы должны крепиться либо с тремя, либо с четырьмя крестами, по крайней мере на втулке или со стороны цепи. Если вы катаетесь много, да еще по неровным дорогам, используйте колеса — или хотя бы по крайней мере заднее, — на которых стоит как минимум 36 спиц.
Для того чтобы избежать проблем, связанных с колесами, какими по большей части являются изогнутые спицы и деформированный обод, нужно всего лишь следить за натяжением спиц. Регулярно проверяйте равномерность натяжения спиц. Покупая новое колесо, обязательно посмотрите, как на нем натянуты спицы, сравните их натяжение с натяжением на колесе вашего велосипеда. При необходимости подтяните все или часть спиц в соответствии с процедурой, данной в следующей главе, посвященной регулировке колес.
°°°

Проверка вращения колеса
На поврежденном колесе обод, как правило, расходится в стороны, в результате чего колесо начинает вилять по сторонам или, как говорят, «бить».
Зачастую это очень хорошо видно во время езды — колесо заметно колеблется из стороны в сторону. Если же биение не замечается, а только ощущается, колесо необходимо проверить. Приподнимите колесо и, поворачивая его, замерьте расстояние между ободом и определенной точкой на заднем треугольнике рамы или вилки. Это правило действует и для,заднего, и для переднего колес. Если колесо не повреждено, то при вращении расстояние по обеим сторонам его будет одинаковым.
°°°

Аварийный ремонт колес
Иногда колесо получает такое серьезное повреждение, что его и проверять не нужно — деформацию видно сразу. В этом случае ремонтировать его не имеет смысла, так как ехать с таким колесом, даже если вы его чуть исправили, небезопасно. В тоже время при наличии инструмента исправить можно даже очень погнутое колесо.
Если у вас случилась такая поломка, зажмите обод снизу и, поворачивая колесо, надавливайте на него сверху. Продолжайте исправлять колесо до тех пор, пока оно не станет выглядеть более или менее круглым. Затем отрегулируйте его в соответствии с инструкциями, данными выше. После этого вы по крайней мере сможете доехать на велосипеде до дома. После этого либо отдайте колесо в ремонт, либо замените его.
°°°

Регулировка вращения колеса и уменьшение натяжения
Этот вид работы производится в случае деформации колеса, как дома, так и в пути. В последнем случае исправление будет неполным, но вернуться домой на таком колесе вы сможете. В идеале деформированное колесо исправляется на специальном верстаке, но можно и просто перевернуть велосипед, поставить его вверх колесами. В этом случае руль, правда, следует прочно закрепить. Можно, но не обязательно, предварительно снять с колеса камеру и покрышку.
Инструмент и принадлежности:
• ключ для регулировки спиц
Процедура ремонта:
1. Медленно вращайте колесо, глядя на определенные точки с двух сторон обода. На специальной стойке для исправления колес они отмечены, но если у вас ее нет, можете смотреть на точки у тормозных колодок. Отметьте места, которые следует выгнуть вправо или влево соответственно.
2. Ключом для регулировки спиц ослабьте ниппели (специальные гайки) на выступающей части колеса, после чего затягивайте спицы на противоположной стороне, на таком же участке. За один раз поворачивайте ниппели в центре выступающей части, на половину оборота, а ниппели, расположенные дальше, на четверть оборота. Поворачивать ниппели ключом очень легко, нужно только прочно браться за них.
3. После выправления колеса во время установки его следует сцентрировать. Проверять центровку можно либо специальным инструментом, либо просто проверяя точки контакта колеса с тормозными колодками. Если колесо не сцентрировано, затяните ниппели на одной стороне колеса, поворачивая их за раз на четверть оборота, а на другой стороне колеса ослабьте ниппели, также откручивая их на четверть оборота за раз. Действуя таким образом, вы сцентрируете обод на втулке. Всегда начинайте и заканчивайте исправлять деформацию колеса в точке, где находится клапан — так вы не пропустите ни одной спицы.
4. Отрегулировав линию крепления спиц, можете приступить к ослаблению их натяжения. Возьмитесь одной рукой за две спицы на одной стороне колеса, а другой — за две спицы на противоположной стороне колеса и слегка сожмите их. Проделайте эту операцию со всеми спицами. Начинайте растягивать спицы с точки, где расположен клапан.
5. Регулярно осматривайте части колеса, проверяя их на правильность формы и регулировки спиц.
6. На заднем колесе, где расположен механизм переключения передач, спицы с правой стороны втулки имеют более крутой угол и, соответственно, испытывают большее натяжение, чем спицы на левой стороне. Это объясняется асимметрией фланцев втулки, вызванной установкой механизма свободного хода на правой стороне втулки.
Примечание
Исправлять деформацию колеса в первый раз — занятие утомительное и очень долгое. Не отчаивайтесь, во второй раз все будет гораздо быстрее. Если вы после исправления не надумаете заменить колесо, обязательно покажите свою работу специалисту для оценки.
°°°

Замена отдельных спиц
Спицы имеют тенденцию не только гнуться, но и ломаться, и как правило, в изгибе у головки, там, где она крепится к фланцу втулки. На этот случай следует иметь запасные спицы требуемой толщины и длины.
Инструменты и принадлежности
• ключ для ниппеля
• инструмент для съема механизма свободного хода или звездочки кассетной втулки.
Процедура
1. Снимите блок механизма свободного хода или кассету с механизмом свободного хода (см. главу 6), шину, камеру и ленту на ободе. Открутите ниппели сломанных спиц ключом.
2. Зацепите спицы за фланец втулки головкой; для внешних спиц — с внутренней стороны фланца, для внутренних спиц — с внешней стороны фланца.
3. Отсчитайте четыре спицы по окружности обода, чтобы найти спицу, установленную так же, как и та, что вы устанавливаете. Используйте ее как точку отсчета для установки спиц и их пересечения между собой.
4. Точно так же устанавливайте все остальные спицы.
5. Прикрутите ниппели на резьбу спиц, медленно натягивая их. В результате все спицы должны быть натянуты одинаково.
6. В соответствии с процедурой, описанной в части «Проверка вращения колеса», отрегулируйте вращение колеса.
7. Установите шину, камеру, намотайте ленту.
Примечание
Если сломалась только одна спица, и запасной спицы у вас нет, отрегулируйте вращение колеса вокруг сломанной спицы натягивая и ослабляя противоположные стороны колеса. Затем раскрутите спицы, и снова отрегулируйте вращение колеса. Если сломано несколько спиц, проверьте, какие отверстия на фланце втулки и ободе будут пустые, после чего отрегулируйте каждую четвертую спицу в ободе (и каждую вторую на одной стороне фланца втулки).
°°°

Установка аварийной спицы
Аварийную спицу сделайте сами — приобретите несколько блинных спиц и согните согласно рисунку. Лучше, если сломается спица на правой стороне задней втулки — тогда вам не придется снимать блок механизма свободного хода.
Примечание
Как только доберетесь до дома, снимите аварийную спицу и замените ее обычной. ВНИМАНИЕ! Колесо с неправильно отрегулированным вращением (натяжением спиц) может не только погнуться, но и сломаться, особенно когда спицы плохо натянуты. В то же время излишнее натяжение спиц ведет к разрыву обода у ниппелей.
°°°

Замена обода
В этой части мы рассмотрим простой метод замены старого обода новым и установку на него старой втулки и спиц. Более сложный процесс, включающий в себя замену и втулки, и спиц, будет рассмотрен ниже, в части «Собираем колесо».
Убедитесь, что новый обод идентичен старому. Проверьте его размер, сосчитайте количество отверстий в ободе и втулке, убедитесь, что отверстия (относительно центра) в новом ободе расположены точно так же, как и на старом. Проверять начинайте от отверстия для клапана — так вы их не пропустите.
Инструмент и принадлежности:
• ключ для спиц
• ветошь
• смазка
• липкая лента
Процедура:
1. Снимите покрышку, камеру и липкую ленту со старого обода.
2. Обмотайте старой липкой лентой новый обод. Положите новый обод на старый, совместите отверстия для клапана.
3. Свяжите обода как минимум в трех местах.
4. Снимайте спицы со старого обода, начиная от первой спицы справа от клапана, и сразу же устанавливайте их на новый обод. Слегка прикрутите ниппели (на 3 мм, не больше).
5. После установки всех спиц на новый обод затяните все ниппели (специальные гайки) на спицах, прикручивая ниппели постепенно, делая примерно по одному обороту за раз, до полного натяжения спиц.
6. Отрегулируйте вращение колеса согласно вышеприведенной инструкции, все спицы должны быть затянуты одинаково. Не забудьте, что со стороны механизма свободного хода спицы следует затягивать сильнее.
7. Обхватив парные спицы и слегка сжимая их, снимите с них излишнее натяжение. Сцентрируйте колесо специальным центровочным устройством. Если у вас его нет, при установке колеса смотрите на тормозные колодки — по ним вы определите правильность установки колеса. При необходимости перетяните спицы и снова установите колесо.
8. Проверьте внутреннюю часть обода и удалите концы спиц, выступающие из ниппелей.
9. Намотайте новую липкую ленту, установите камеру и покрышку. При необходимости снова проверьте правильность вращения колеса.
10. Проверяйте натяжение спиц каждые 50 и 100 км пробега.
°°°

Собираем колесо
Самое сложное в колесе — это его полная сборка. Если вы человек смелый и честолюбивый, попробуйте собрать колесо сами, но знайте, что профессионал сделает это в несколько раз быстрее, правда, за деньги. Вместе с тем я должен сказать, что эта работа закаляет нервную систему, а кроме того, с каждым разом (если, конечно, вы выдержите первый) вы будете собирать колесо все быстрее и быстрее. В данной работе вам помогут рисунки и детальные инструкции этой книги, с которыми я вам настоятельно советую познакомиться, прежде чем браться за дело.
Определение длины спицы
Прежде всего купите спицы нужной вам длины — в магазине скажите продавцу, какую втулку и с каким ободом вы будете соединять, как вы собираетесь устанавливать спицы (радиально, с одним, двумя, тремя или четырьмя крестами) и сколько спиц вам понадобится. На большинстве колес устанавливается 36 спиц, причем я бы рекомендовал вам устанавливать их с четырьмя крестами. Предпочтительнее, чтобы у втулки был короткий фланец, потому что с высоким фланцем вы сможете установить спицы максимум с тремя крестами. На заднем колесе, находящемся далеко от седла (особенно если на нем установлен блок механизма свободного хода с семью или восемью скоростями), спицы на правой стороне втулки должны быть на 3 мм короче спиц, устанавливаемых на ее левой стороне. Если вы не смогли найти спицы нужной длины, на правой стороне втулки чуть подтяните спицы вниз, а на левой стороне втулки подтяните спицы вверх.
Если вы или ваш калькулятор способны делать тригонометрические вычисления, для расчета длины спиц можете пользоваться нижеприведенной формулой (все размеры даны в миллиметрах).
Длина спицы = (А2+В2+С2) -0.5S,
где:
А = г sin (Т)
В = R — г cos (Т)
С = смешение от внешнего фланца втулки к центру колеса (измеряется в соответствии с рис. 4.12.; деталь А — на переднем колесе составляет половину общей ширины втулки, на заднем она будет различна на обеих сторонах)
R = половина эффективного диаметра втулки (измеренного, как показано на детали В)
R = половина эффективного диаметра обода (измеренного, как показано на детали С)
Т = 360 X/N
X = желаемое число перекрещивания спиц
N = количество спиц на фланец втулки (обычно половина всех спиц)
S = диаметр отверстия для спиц во фланце втулки.
Все эти вычисления легко произвести с помощью простой программы. Даже если вы начинающий программист, такую программу вы легко составите.
Проверка длины спиц
Если вас напугала вышеприведенная формула и перспектива сложных вычислений, ничего страшного. Существует более простой метод определения длины спиц, основанный на правиле, которое гласит, что любая плоскость определяется по трем точкам. Используйте его во всех случаях, когда вы не уверены в длине спиц. Для этого вам потребуется всего шесть спиц. Положите их ровно на стол рядом друг с другом, резьбой вниз и сравните высоту головок. Если длина спиц одинакова, можете спокойно устанавливать их в колесо в соответствии с выбранным рисунком крепления.
Инструмент и принадлежности:
• ключ для спиц
• отвертка среднего размера
• смазка (здесь подойдет и вазелин)
• ветошь
Процедура:
1. Возьмите шесть спиц и шесть ниппелей, смажьте резьбу, вытрите смазку.
2. Возьмите втулку и держите перед собой. На верхней части фланца выберите три отверстия, расположенные друг от друга на одинаковом расстоянии (в случае, если вы устанавливаете 36 спиц, по 18 — на каждой стороне фланца, это будет каждое шестое отверстие); если не можете установить спицы на одинаковом расстоянии на глаз, сосчитайте отверстия между ними — их должно быть нечетное количество. Если отверстия во фланце имеют выступы или углубления, выберите одинаковые отверстия с углублениями. Вставляйте спицы с внешней стороны — они будут идти внутрь.
3. Проверьте отверстия в ободе. Выберите отверстие справа или слева от отверстия для клапана, смещенное в сторону на большинстве ободов, по крайней мере для велосипедов, которые продаются в США, оно расположено против часовой стрелки, но может быть расположено и по часовой стрелке; последнее характерно для велосипедов итальянского производства. Закрепите одну из трех спиц ниппелем в соответствующем отверстии в ободе. Наклейте на нее липкую ленту, чтобы не потерять — назовем её спица 1.
4. Отсчитайте такое же количество смещенных вверх отверстий, что и на втулке, идущих в одном направлении (по часовой стрелке или против нее), и установите две другие спицы. Теперь спицы в верхней части фланца следует закрепить соответственно расположенных отверстий в ободе, смещенных вверх. Если вы уже установили спицы неправильно, исправьте установку.
5. Поверните колесо так, чтобы пустые отверстия были перед вами.
6. Посмотрите на края фланцев, сравните, как отверстия в ближнем к вам фланце расположены между отверстиями в дальнем от вас фланце. Назовем смещение между отверстием в одном из фланцев и ближайшим отверстием в другом фланце «половиной расстояния», а промежуток между двумя последовательными отверстиями на одной из сторон фланца — «полным расстоянием».
7. Для того чтобы определить место крепления в ободе для первой спицы, установленной на фланце, воспользуйтесь таблицей, рассматривая его как функцию числа спиц и требуемого числа пересечений (крестов). Например, для 36 спиц и 4 крестов это будет 8,5. Отсчитайте нужное число полных расстояний, начиная от спицы 1, в направлении отверстия клапана (то есть против часовой стрелки, если отверстие клапана расположено против часовой стрелки по отношению к спице 1). Определив нужное отверстие на фланце, вставьте спицу с внешней стороны, направьте ее внутрь и закрепите ее в ободе, в отверстии, находящемся рядом с клапанным.
8. Отсчитайте такое же число отверстий на втулке, точно так же, как. вы считаете отверстия между соответствующими спицами на нижней стороне фланца, от спицы 1, вставьте две оставшиеся спицы с внешней стороны, направляя их внутрь.
9. Прикрепите спицы к ободу в отверстия, соответствующие друг другу и отверстиям на фланце, в которые вставлены спицы, по обеим сторонам от отверстия для клапана.
10. Проверьте, получается ли у вас схема установки, похожая на рисунке. Если нет, посмотрите, где вы ошиблись, и исправьте установку.
11. Постепенно затяните шесть установленных спиц. Переднее колесо должно быть затянуто и сцентрировано. Если вы работаете с задним колесом, оно должно быть соответственно смещено. Если резьбовой конец спицы находится внутри ниппеля (более чем на 1 оборот), установите вместо нее более длинную спицу, если резьба спицы сильно выступает из ниппеля, возьмите более короткую.
К сожалению, всю процедуру в этом случае вам придется повторять сначала. Если длина спиц нормальная, продолжайте собирать колесо согласно приведенной инструкции, начиная с п. 4.
Примечание
Если вы монтируете колесо с радиальным расположением спиц, вставьте сразу все спицы с внешней стороны внутрь фланца и разверните их на себя (положите на внешнюю сторону фланца).
Установка спиц на колесе
Предположим, что вы правильно определили длину спиц. Если вы в этом не уверены, проверьте их длину в соответствии с вышеприведенной инструкцией, начиная с п. 4. Если вы собираете колесо, используя старую втулку или старый обод (или и то, и другое), прежде всего снимите все старые спицы. В случае если они не снимаются, перекусите их кусачками. Если вы собираетесь установить старые спицы и старую втулку, действуйте согласно инструкции, приведенной в части «Замена обода».
Инструмент и принадлежности:
• ключ для спиц
• отвертка среднего размера
• масло (здесь подойдет вазелин)
• ветошь
Процедура:
1. Проверьте длину спиц, она должна быть одинаковой. Для этого возьмите все спицы в одну руку, поставьте их резьбовой частью на ровную поверхность (подойдет стол)и посмотрите на головки спиц. Смажьте резьбу спиц, затем вытрите лишнюю смазку.
2. Возьмите 9 спиц (предполагается, что устанавливать на колесо вы будете 36 спиц или примерно столько же для других колес) и вставьте их в каждое второе отверстие в одном из фланцев втулки, направляя с внешней стороны на внутреннюю. Если отверстия имеют последовательные углубления и выступы, выбирайте однотипные, имеющие углубления вовнутрь.
3. Возьмите втулку, держите ее вертикально (установленные спицы должны находиться в верхней части фланца); найдите отверстие во втулке, которое соответствовало бы отверстию рядом с отверстием для клапана и смещенному вверх. Возьмите одну спицу и прикрепите ее ниппелем к этому отверстию. Отметьте ее липкой лентой. Это будет спица 1. Закрутите ниппель примерно на 5 оборотов.
4. Аналогичным образом закрепите остальные спицы, устанавливая их в каждое четвертое отверстие в ободе. Если вы помните инструкции из части «Проверка длины спиц», то просто закрепите остальные спицы (их у вас должно оставаться 3 штуки).
5. Проверьте установку спиц — они должны быть закреплены в отверстиях на ободе, смещенных вверх. Три свободных отверстия осталось между каждой парой последовательно установленных на ободе спиц; одно свободное отверстие осталось на втулке.
6. Поверните колесо и посмотрите, как свободное отверстие во втулке сориентировано относительно отверстия рядом с клапанным — по часовой стрелке или против нее. Выберите несколько отверстий в ближайшем к вам фланце втулки, смещенные на половину расстояния от уже установленных спиц на дальнем фланце, расположенные в том же направлении. Вставьте в эти отверстия еще девять спиц (или другое соответствующее количество), оставляя между каждым набором последовательно расположенных спиц свободное отверстие.
7. Найдите спицу 1 (расположенную на дальнем фланце в отверстии, расположенном рядом с клапанным), отсчитайте от нее соответствующее число полных расстояний — так вы определите место установки следующей спицы и установите ее в свободное отверстие на противоположной стороне от клапанного отверстия; если устанавливаемая спица расположена по часовой стрелке, считайте также по часовой стрелке; если спица установлена против часовой стрелки, считайте против часовой стрелки. Если вы выполнили инструкции, данные в части «Проверка длины спиц», то отверстие вы уже определили, так что можете устанавливать недостающие спицы.
8. Установите закрепленные на втулке спицы в каждое четвертое отверстие на ободе.
9. Теперь у вас установлены наборы из пар спиц, разделенные между собой двумя свободными отверстиями в ободе и одним во фланцах. Если какая-то спица установлена неправильно, переустановите ее.
10. Вставьте следующую группу спиц с внутренней стороны фланца.
11. Возьмите любую из них и установите ее так, чтобы она переплеталась и перекрещивалась с выбранным числом спиц на том же фланце в соответствии с выбранным вами числом крестов; эта спица должна всегда перекрещиваться под последней спицей из выбранного вами числа. Если вы устанавливаете спицы с числом крестов 4, то устанавливаемая спица пройдет над первой, второй и третьей спицами, после чего ее следует вывести под четвертой спицей. Установите спицу в следующее свободное отверстие в ободе, смещенное в соответствующем направлении. Если она не устанавливается, то либо длина спицы не соответствует требуемой, нужной для выбранного вами числа крестов, и вы слишком сильно затянули другие спицы (что случается редко), либо вы какую-то спицу установили неправильно. В этом случае вам придется проверить установку всех спиц.
12. Точно таким же образом установите последнюю группу спиц — вставьте их в свободные отверстия в противоположный фланец с внутренней стороны, сделайте нужное число крестов, после чего установите оставшиеся спицы.
13. Вы получили колесо с установленными, но не затянутыми спицами. Проверьте еще раз установку спиц, соответствие ее выбранному вами образцу, после чего начинайте последовательно и понемногу затягивать спицы сначала отверткой, а затем, когда ниппели начнут плотно прижимать спицы, ключом для ниппелей. Не затягивайте спицы слишком сильно — ниппели с затянутых спиц должны сниматься легко.
14. Проверьте центровку колеса между гайками втулки (см. п. 3 и далее инструкции в части «Проверка вращения колеса» и след.).
15. Установите колесо на велосипед (он у вас должен стоять вверх колесами или на стойках), снова проверьте правильность центровки колеса в соответствии с инструкциями в части «Проверка вращения колеса». Колесо должно быть круглым и вращаться прямо, не отклоняясь.
16. Продолжайте равномерно затягивать спицы, последовательно по всему ободу. Довольно трудно объяснить в книге, какой должна быть степень натяжения, но если вы по профессии настройщик роялей, вы меня поймете. Если вы не имеете к роялям никакого отношения, то просто сравните, как натянуты спицы на вашем колесе и на старом, так вы проверите натяжение установленных спиц. На заднем колесе — особенно если оно имеет смещения назад — спицы, установленные на правой стороне втулки, должны быть затянуты сильнее, чем спицы на левой стороне. Вместе с тем все спицы на одной стороне должны быть затянуты одинаково.
17. После установки спиц снимите излишнее натяжение. Для этого возьмите четыре спицы (два соседних набора перекрещивающихся спиц на каждой стороне колеса) и сильно сожмите их. Спицы слегка согнутся, после чего примут нужную форму. Кроме того, вы снимете с них излишнее натяжение. Возможно, во время операции вы услышите легкий скрип, но пусть он вас не беспокоит — лучше услышать скрип во время установки спиц, чем во время поездки. В последнем случае спицы могут погнуться или даже сломаться, и всю эту длительную операцию вам придется проделывать снова.
18. Примерно после 40 км пробега проверьте вращение колеса и снова отрегулируйте его. Понятно, что занятие это весьма утомительное, но иначе вы не сможете ездить спокойно.
Примечание
Колесо с радиально расположенными спицами (чаще спицы устанавливаются так на передних колесах) монтировать гораздо легче — для этого во втулку с внутренней стороны устанавливаются сразу все спицы, подтягиваются с внешней стороны фланца, после чего закрепляются.
Расположение спиц во втулке и установка соседних спиц на ободе
Число спиц с 1 крестом
угол расстояние
с 2 крестами
угол расстояние
с 3 крестами
угол расстояние
с 4 крестами
угол расстояние
с 5 крестами
угол расстояние
24 75°  2½  135°  4½  - - - - - -
28 64,3°  2½  115,7°  4½  167,1°  6½ - - - -
32 56,3°  2½  101,3°  4½  146,3°  6½ - - - -
36 50°  2½  90°  4½  130°  6½ 170°  8½ - -
40 45°  2½  81°  4½  117°  6½ 153°  8½ - -
44 40,9°  2½  73,6°  4½  106,4°  6½ 139,1°  8½ 171,8°  10½
48 37,5°  2½  67,5°  4½  97,5°  6½ 127,5°  8½ 157,5°  10½
°°°

* * *
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОГЛАВЛЕНИЕ

✔ЧИТАТЬ ✔TO READ
✔ КОВБОЙСКАЯ ИСТОРИЯ ✔ ЛЕВ И БЫК ✔ ПОДУШКА для СОЛНЫШКА ✔ Кувшин с золотом ✔ КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ ✔ ДИНО УХОДИТ ИЗ ДОМА ✔ ГАНЗЕЛЬ и ГРЕТТА ✔ Одинокий ослик ✔ Маленький сахарный дом ✔ ИГРА В ЗАПЛАТКИ ✔ ПРО БЕДНЯКА МОМЭТА И БОГАТОГО БАРИНА ✔ МАРГО ✔ История крейсера "АВРОРА" ✔ ЗАЯЦ-ЛЕСНИК ЗАГАДКА ПОЛЯРНОГО РУЧЬЯ ✔ Как лягушонок искал папу